Прошёл X съезд сельхозкооперативов. Или что такое сельская справедливость?

В прошлом году в старом хозяйстве с новым названием собрали хороший урожай и закупили семена для новой посевной. © / Кирилл Брага / РИА Новости

Недавно в Москве прошёл X Всероссийский съезд сельскохозяйственных кооперативов. В современной России эти добровольные объединения фермеров, владельцев личных подсобных хозяйств, колхозов и совхозов производят довольно значительную часть мяса, молока, рыбы и прочих продуктов.

   
   

На съезд собрались люди, всем сердцем любящие свою землю и работу на ней. Что отрадно: было много молодых лиц. Поначалу всё проходило по повестке дня, но неожиданно что-то пошло не так.

Вопрос вне повестки

В гости к кооператорам пришли депутаты Госдумы, банкиры, производители сельскохозяйственной техники и бизнесмены, занимающиеся её лизингом. На трибуне и в кулуарах люди решали насущные проблемы отрасли, обсуждали виды на урожай, цены, а также ставки по сельскохозяйственным кредитам. Собственно говоря, именно для этого они и собрались на юбилейный съезд со всей страны.

Возмутителем спокойствия стал человек, хорошо известный в кругах кооператоров, — глава саморегулируемой организации (СРО) «Российский союз «Чаянов» экономист Василий Вершинин. По идее, СРО существуют на взносы входящих в них организаций и помогают фермерам и другим производителям с аудитом, отчётностью и прочими премудростями, не имеющими прямого отношения к крестьянскому труду. Василий Фёдорович поднял вопрос, который в повестке дня отсутствовал, — о конфликтной ситуации в станице Григорополисской Ставропольского края. Как оказалось, проблемы в АО «Григорополисское», бывшем сельскохозяйственном производственном кооперативе (СХПК) «Россия», имели долгую историю.

Заговор в колхозе

Колхоз, образованный в 1921 г., после распада СССР в первый раз сменил форму собственности — стал СХПК. Предприятие стабильно входит в сотню лучших сельхозпроизводителей страны. Работают там почти 600 человек. Есть школы, детские сады, больница, храм, собственный спорткомплекс. Казалось бы, живи и радуйся...

В 2021 г. в колхозе-кооперативе на захват председательского кресла решился бригадир Александр Гринёв с группой заговорщиков. 5 февраля должно было состояться очередное заседание уполномоченных по перевыборам председателя на пятилетний срок. Однако с самого утра начались проблемы. К Сергею Пьянову, который возглавлял хозяйство почти 30 лет и провёл его через передел собственности в 1990-х, пришла с обыском полиция. Искали наркотики. Забегая вперёд, скажем, что не нашли, а все причастные к этому сотрудники были уволены, осуждены или находятся под следствием. Но дело тогда было сделано — в правление Пьянов не попал и председателем стал другой.

Отстаивая справедливость, он подал на родной колхоз в суд, трудовой спор выиграл и на работе восстановился. А к тем, кто вместе с Гринёвым пытался захватить власть в колхозе, возникли вопросы у правоохранительных органов. Так, ряд сотрудников они заподозрили в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, в т. ч. хищении сельхозпродукции на крупную сумму. По данным следствия, Гринёв обвиняется в создании организованного преступного сообщества, куда помимо него входили 10 человек, один из них уже осуждён, двое — в федеральном розыске, а 8 вместе с Гринёвым — в СИЗО.

   
   

Другого пути нет

Эту пёструю компанию подозреваемых на X Всероссийском съезде кооперативов решил, причём не в первый раз, поддержать Василий Вершинин со своими сторонниками. Интересно получается: когда захватывали процветающее предприятие, они молчали. Когда изгоняли из родного колхоза уважаемого человека, Героя труда Ставропольского края, они молчали. Когда заговорщики занимались воровством, они молчали. Зато подали голос, когда закон и порядок восторжествовали. Есть о чём подумать.

Эти люди пытались заручиться поддержкой делегатов съезда, но натолкнулись на твёрдую позицию модератора Егора Борисова, сенатора от Якутии, зампреда Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. «Здесь достаточно серьёзная проблема, — подвёл он черту под дискуссиями вокруг „Григорополисского“. — Она должна решаться только в правовом поле, на основе законодательства. Другого пути нет».

Кстати

У предприятия, ставшего яблоком раздора, теперь другая форма собственности. Это АО «Григорополисское», и к сельскохозяйственной кооперации оно отношения не имеет.