Приоритет — экология. Как модернизируются предприятия России

Как все это комплексно реализуется на практике, корреспондент «АиФ» изучил на примере «Рязанской нефтеперерабатывающей компании», дочернего предприятия НК «Роснефть».

   
   

Этот завод ведет свою историю с 1960 года, когда здесь были получены первые нефтепродукты. Сегодня — это самое мощное нефтеперерабатывающее предприятие в Центральном федеральном округе. Завод поистине выдающийся и очень заметный — ведь только основная производственная площадка занимает площадь в 900 га. На его территории есть собственные автобусные маршруты и остановки — такие здесь масштабы.

Импортозамещение в действии

Основа завода — 27 технически сложных установок и огромное количество обеспечивающих производство объектов. Несмотря на то, что заводу 56 лет, это передовое предприятие, отвечающее всем современным требованиям. Достигнуто это благодаря масштабной модернизации, которая продолжается и сейчас.

Специалисты предприятия отмечают «свеженький» вакуумный блок ВТ-4. «Можно не скрывать, у нас этот вакуумный блок с точки зрения и проектирования, и выполнения „в железе“ едут посмотреть со всей России. Установка очень удачная с точки зрения технологий. Здесь самый высокий процент отбора газа, при этом сделана она очень компактно», — говорит начальник управления производством РНПК Игорь Кулаков.

А еще с гордостью показывают комплекс изомеризации отечественной разработки, который был построен за последние 3 года — ИЗОМАЛК-2. Он позволяет получать компонент бензина с октановым числом 90-92. «Новая установка позволила нам снизить применение присадок и повысить эффективность производства», — говорит Игорь Кулаков. Использование отечественных разработок — серьезный вклад в дело импортозамещения, помогающий увеличить эффективность производства. А значит, и экономика страны в целом выигрывает.

Так, настоящим прорывом называют здесь отечественные катализаторы. «Катализатор выпускается на „Ангарском заводе катализаторов“ „Роснефти“, и уже на двух установках нашего предприятия он работает, показывая очень хорошие характеристики. Также мы используем и отечественные присадки. За счет этого мы можем экономить на их приобретении и снижать свои затраты, а значит, и повышать эффективность производства и снижать его затратность», — отметил генеральный директор. Отечественные катализаторы не уступают по качеству своим импортным аналогам. А значимость в том, что для изготовления этой специфической продукции нужна мощная научная база и передовое производство.

Работа с цифрами

За 56 лет своей работы Рязанская нефтеперерабатывающая компания достигла высоких показателей. «Проектная мощность нашего предприятия в нынешних условиях — это 17 млн 800 тысяч тонн в год», — отмечает генеральный директор компании Владимир Абрамов.

   
   

Отдельным плюсом Рязанской нефтеперерабатывающей компании называют ее удачное географическое положение — ведь весь центральный регион снабжается именно отсюда. По статистике каждый 7-й автомобиль в московском регионе ездит именно на рязанском бензине. И речь не только об автомобильном топливе. Так, например, компания снабжает авиакеросином и крупнейшие аэропорты страны: Шереметьево на 50%, Домодедово — порядка 60%.

С 2015 года на заводе производят бензин стандарта «Евро-5». А дизельное топливо «Евро-5» здесь выпускаютуже несколько лет.

Производство развивается

Рязанская нефтеперерабатывающая компания использует новую систему контроля технических устройств. Эта программа родилась в рамках перехода на увеличенный межремонтный пробег оборудования. В режиме онлайн можно отслеживать работу установок и механизмов и прогнозировать их жизненные циклы. Так, например, можно просчитать коррозийные процессы, которые являются неотъемлемой частью старения оборудования и не позволяют ему работать безостановочно больше определенного времени. Раньше срок был небольшим — год, два, сейчас он возрос до 3 лет.

«Результаты этой программы выражаются и в часах, и в объеме оборудования, которое необходимо поменять. У нас этим занимаются отдел технического надзора и так называемая группа по надежности оборудования. Благодаря такому прогнозу можно управлять технологическими процессами, заведомо зная, когда и что нужно ремонтировать», — комментирует Абрамов. 

На данный момент в РНПК осуществляется программа по замене резервуаров для хранения сырья и готовых нефтепродуктов. На территории предприятия их много. Ведь, кроме того, что требуются резервуары для хранения продукции на реализацию, следует еще иметь емкости для стратегического запаса.

В дальнейшем планируется построить установку по производству элементарной серы, установку по очистке газа. Модернизация позволит заводу повысить глубину переработки, получить новые продукты. Модернизация вносит существенный вклад в экологию. Благодаря ей РНПК перешел на выпуск моторных топлив высшего экологического стандарта «Евро-5», выпускает судовое малосернистое топливо. Кроме того, на заводе готовятся и к производству новых видов битума.

Контроль за качеством

Есть на территории завода целый комплекс лабораторий. В них специалисты изучают качество доставляемого и получаемого продукта. Каждая проба детально изучается на соответствие многим показателям, например, для бензина есть основных 17 пунктов. Каждая партия сопровождается соответствующей документацией, которая становится паспортом продукта.

40 лет non stop

Один из важнейших участков завода — отгрузка готовой продукции. Это целая железнодорожная станция. По двум путям двигаются составы с цистернами, которые в определенной точке останавливаются, и каждая из них наполняется топливом. Процесс заполнения цистерны тщательно выверен. К горловине вагона герметично присоединяется труба. Одна цистерна заполняется 7-8 минут. Всего же за сутки через эту станцию проходит 600-700 цистерн. При этом, как отмечают специалисты, этот процесс за последние 40 лет ни разу не останавливался ни на минуту.

Социальная составляющая

Естественно, «город в городе», как называют такое огромное предприятие, обслуживает большое количество людей — сегодня здесь трудятся порядка 3 300 человек, у каждого из которых высокая квалификация и глубокие познания в сфере нефтепереработки. При этом средний возраст работников предприятия — 42-47 лет. РНПК готовит будущие кадры, для чего тесно взаимодействует с учебными учреждениями. Так, например, здесь действует программа «школа-вуз-предприятие». В ее рамках в школах созданы специальные «Роснефть-классы», куда идут учиться школьники с 9 по 11 класс из разных школ города. Там они получают углубленные знания и подготовку по химии, физике, математике. Выпускники поступают в профильные вузы, а после лучших приглашают на работу в РНПК. «Плюс к этому у нас есть факультет, который мы создали совместно с Правительством Рязанской области и Минобразования и науки. Это наша базовая кафедра, которую мы поддерживаем, и мы уже получили два выпуска оттуда — это студенты-целевики, которые приходят к нам. Мы можем обеспечить им большую часть времени на производственной практике на нашем заводе», — говорит Владимир Абрамов.

Таким образом здесь заботятся о том, чтобы РНПК развивался и в будущем. И вклад в это внесут будущие инженеры и технологи, которые сегодня сидят за партами.