Повышение уровня. В Сызрани началось использование катализатора «Роснефти»

Сызранский НПЗ. © / www.globallookpress.com

На Сызранском НПЗ приступили к промышленной эксплуатации нового катализатора, разработанного специалистами компании «Роснефть». Это первая в России разработка такого уровня. Характеристики катализатора превосходят зарубежные аналоги и позволяют полностью отказаться от импорта.

   
   

На Сызранском нефтеперерабатывающем заводе, одном из крупнейших в стране, приступили к промышленной эксплуатации новой разработки специалистов компании «Роснефть». Уже сейчас можно сказать, что низкая начальная температура прогнозирует более продолжительный межрегенерационный цикл по сравнению с использовавшимися ранее импортными катализаторами.

 На уровне лучших мировых образцов

Катализатор «РН-КАТ» отечественного производства был загружен в реакторы установки гидроочистки вакуумного газойля и обеспечивает сейчас его эффективную переработку.  Это, в свою очередь, позволяет получить дополнительные объемы бензина и дизеля, соответствующие самым высоким экологическим требованиям.

Уже сейчас можно сказать, что собственный катализатор вакуумного газойля демонстрирует активность на уровне лучших мировых образцов. Низкая начальная температура эксплуатации  прогнозирует более продолжительный межрегенерационный цикл по сравнению с использовавшимися ранее импортными катализаторами.

В современной нефтепереработке катализатор — это ключевой и одновременно один из самых наукоемких элементов технологического процесса. В процессе нефтепереработки нефть разделяется на фракции — легкие и тяжелые, — каждая из которых подвергается дальнейшей переработке и очистке. Чем тяжелее фракция, тем больше серы. Задача катализаторов гидроочистки нефтяных фракций — удалить соединения серы и азота. Если этого не сделать, сера попадет в топливо и двигатель автомобиля. Это, в свою очередь, ведет к снижению эффективности топливной и выхлопной систем, загрязнению окружающей среды.

Сейчас все предприятия «Роснефти» выпускают топливо экологического стандарта Евро-5. Для сравнения: в 1990-е годы допускалось содержание серы в дизеле в 0,2%. В современном дизеле Евро-5 содержание серы — 0,001%, то есть в 200 раз ниже. Соответственно, нынешние катализаторы должны быть в 200 раз эффективнее, чем предшественники.

   
   

До 2019 года единственной возможностью российских нефтепереработчиков для производства дизельных топлив было использование импортных катализаторов. «Роснефть» первой в России выпустила собственный катализатор, стартовая партия которого была загружена на одном из уфимских НПЗ. Уже 13 месяцев он работает в установке и, по оценкам специалистов, сможет работать до полутора лет. Для сравнения: ни один западный аналог не выдерживает и года. В этом году специалисты «Роснефти» сделали три загрузки катализаторов на предприятиях Рязани и Уфы.

Программа импортозамещения стала одним из важных направлений стратегии развития «Роснефть-2022». Это касается не только катализаторов, но и технологий, оборудования по всей цепочке производства нефтепродуктов. На Сызранском НПЗ, где предстоит доказать эффективность катализатора вакуумного газойля, до 90% оборудования, которое закупается для строительства и реконструкции завода, — отечественного производства.