Падение «ВИМ-Авиа». Кого заденет крах авиаперевозчика?

Авиакомпания «ВИМ-Авиа» зарегистрирована в этом бараке в посёлке Богатые Сабы под Казанью. В Интернете уже шутят, что теперь посёлок, потерявший такого выгодного арендатора, придётся переименовать в Бедные Сабы. © / Максим Богодвид / РИА Новости

Из-за чего компания, считавшаяся благополучной, не смогла платить за топливо? Подорожают ли авиабилеты? Может ли государство следить за порядком в авиации? 

   
   

Плохая компания

Прогнозы самые разные, но все неутешительные: последовательное крушение всех негосударственных компаний, рост цен на авиабилеты, «схлопывание» туриндустрии.

Крах «ВИМ-Авиа» был неожиданным для чиновников. «Наша деятельность регулируется законами РФ, поэтому поведение тех, кто выходит за пределы правового поля, мы предсказывать не в состоянии» - так ответил на вопрос «АиФ» о том, почему авиационный надзор не увидел проблем «ВИМ-Авиа» раньше, официальный представитель Росавиации Сергей Извольский. Мол, все вопросы - к владельцам, которые якобы российские законы нарушили, - Рашиду и Светлане Мурсекаевым. К ним немало вопросов у правоохранительных органов, однако задержать чету почему-то не смогли, и она покинула пределы России. 

По данным Life, Мурсекаевы, догадываясь о скором крахе, могли заранее выводить активы через офшоры: «Дочь Мурсекаева продала свою топливную фирму с миллиардными оборотами за несколько недель до коллапса «ВИМ-Авиа». Месяцем раньше обанкротили фирму, которая создавалась для управления финансами перевозчика».

Впрочем, есть и другие версии причин падения «ВИМ-Авиа». «Российский пассажиропоток за полгода вырос на 22%, а выручка - только на 11%, - говорит главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. - Объёмы перевозок растут быстрее, чем выручка, и можно предполагать, что кассовый разрыв переживают или недавно пережили многие авиаперевозчики». Утверждать, что ситуация в других авиакомпаниях, помимо «Аэрофлота» и его «дочек», схожа со сложившейся в «ВИМ-Авиа», эксперты не решаются, но неофициально признают вероятность следующих банкротств. «В любом случае маленькая авиакомпания, имеющая несколько самолётов, обречена в России на провал», - считает управляющий партнёр группы «Руслайн» Дмитрий Миргородский. ­«ВИМ-Авиа» как раз и старалась стать большой: по примеру «Трансаэро» покупала новые самолёты, планируя выйти на китайский рынок, занижала цены авиабилетов, сражаясь за пассажиров. Символично, что ранее возглавлявший «Транс­аэро» Александр Бурдин на днях назначен гендиректором «ВИМ-Авиа». Сможет ли он разобраться в клубке проблем?

По словам главы Росавиации Александра Нерадько, компания задолжала 10 млрд рублей. По кредитам, очевидно, расплачивались с помощью новых займов, и в конце концов эта пирамида долгов рухнула. Самолёты, за которые «ВИМ-Авиа» не рассчиталась, кредиторы ей пока оставили. Действует и сертификат эксплуатанта, разрешающий перелёты. «Плохое решение - доверять пассажиров компании, которую лихорадит, - считает Д. Миргород­ский. - Это может быть опасно для их жизней».

Удар по пассажирам

Разбираем, что делать пассажирам, у которых оказались на руках билеты для полёта после середины октября, и как кризис «ВИМ-Авиа» отразится на остальных перелётах. Рассказывает президент Союза туристических агентств Сергей Голов: «Самыми защищёнными пассажирами оказались те, кто купил пакетный тур с чартерным перелётом от этой авиакомпании. В этом случае ответственность лежит на туроператорах - они должны найти, как перевезти своих туристов другими компаниями. А вот у тех, кто купил билеты самостоятельно, ситуация сложнее. Если пассажир приобрёл билеты через агентство или в офисе авиакомпании, то он может получить обратно свои деньги уже от них. Ведь на руках у него должны быть договор на оказание услуги, подтверждение оплаты и кассовый чек.  Те, кто приобрёл билеты онлайн, получают лишь маршрутную квитанцию, где написаны номер рейса и время вылета. Эта квитанция не говорит о том, что человек перелёт оплатил. Гарантированно получат день­ги те, кто приобрёл вместе с билетами страховку от невылета. Выплату произведёт страховая компания.

   
   

Почему деньги положены не всем?

Предположительно, «ВИМ-Авиа» не выписывала сразу билеты через одну из глобальных систем бронирования (в мире их пять: американская Sabre, британская Travelport, испанская Amadeus, американская Gabriel и российская «Сирена». - Ред.), которая прописывает номер бронирования, вносит данные пассажира к себе в программу и учитывает оплату билета. У «ВИМ-Авиа» через такую систему билет проходил не раньше, чем за сутки-полтора перед вылетом. В этом случае пассажиров, которые самостоятельно купили билет через Интернет, в системе как бы не существует. Потому и невозможно дать точную информацию по числу приобретённых у компании билетов. Даже если прокуратура или суд обяжут компанию вернуть день­ги, такие пассажиры их не получат или будут ждать очень долго.

Обратно - как хотите! 

«ВИМ-Авиа» была одной из крупных компаний, осуществляющих чартерные рейсы в Турцию, Болгарию, Израиль, ОАЭ, Шри-Ланку, Италию, Испанию, Грецию и др. 25 сентября стало известно, что компания прекратила все чартерные перевозки. Этого бы не произошло, если бы в начале сезона Росавиация и Минтранс РФ прислушались к туроператорам. Они жаловались, что авиакомпания оплатила полёты до конца октября, тогда как должна закрыть весь сезон. Кроме того, «ВИМ-Авиа» часто оплачивала билет в одну сторону, а на обратный давала сред­ства только перед возвращением. Но, зная о проблемах в компании и о задержках рейсов более 800 раз (!) за 4 месяца, Росавиация по­зволила ей 22 сентября открыть 4 дополнительных зарубежных направления. 

Из-за того, что отрасль потеряла одного из крупных игроков, цены на чартеры уже начали подниматься. Но повышение касается только отдельных билетов».