Отправная точка. Дорога Руслана Байсарова в Туве обрела проектировщика

Железной дороге «Элегест-Кызыл-Курагино» Руслана Байсарова назначили проектировщика. © / Кирилл Шипицин / РИА Новости

Проектированием железнодорожной ветки Элегест-Кызыл-Курагино займется АО «Институт «Стройпроект». Данную новость сообщило принадлежащее известному российскому предпринимателю Руслану Байсарову АО «Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация» (ТЭПК), для которого эта линия является частью угледобывающего проекта в Республике Тыва. Конкурс, победителем которого стала компания-проектировщик, проводили РЖД, выступающие генподрядчиком строительства дороги.

   
   

Вне конкуренции

К участникам тендера предъявлялись достаточно серьезные требования. Важно было не только предложить лучшую цену, но и обладать обширным опытом в области проектирования масштабных инфраструктурных объектов. Элегест-Кызыл-Курагино — не просто ветка, которая должна позволить ТЭПК Руслана Байсарова выйти на проектные мощности по добыче угля на Элегесте. Это будет первая в истории Тывы железная дорога, которая соединит богатый полезными ископаемыми регион с Транссибом, т.е. с федеральной сетью.

В рамках проведенного конкурса было установлено, что инженерная группа «Стройпроект» соответствует всем необходимым критериям для осуществления данного проекта, так как она: 

  • участвовала в подготовке инфраструктуры к сочинской Олимпиаде и Мундиалю 2018 года;
  • проектировала множество крупных объектов по всей стране, в том числе в рамках проектов строительства Кольцевой автодороги и Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, Бугринского моста в Новосибирске;
  • осуществляла строительный контроль, в частности, моста через пролив Босфор Восточный во Владивостоке, который строила еще одна компания Руслана Байсарова — ГК СК Мост.

Даешь угля!

Кроме того, при стартовой цене 5,793 млрд рублей победитель конкурса предложил выполнить весь объем работ на 293 млн рублей дешевле. Договор на проектирование планируется заключить в ближайшее время, он в том числе будет включать этапы проектно-изыскательских работ и корректировку документации по планировке территории. Готовый проект ожидается в августе следующего года. Примерно тогда же можно будет приступать к долгожданной реализации проекта — строительству железнодорожного полотна протяженностью 410 км. 

Дорога свяжет Элегестское угольное месторождение в Тыве, столицу республики город Кызыл и станцию Курагино в Красноярском крае. Собственно строительство железнодорожной ветки изначально задумывалось под разработку Элегеста, запасы которого исчисляются более чем 855 млн тонн. Когда Руслан Байсаров заинтересовался месторождением, он создал ТЭПК и лично возглавил компанию. Бизнесмен досконально изучил особенности Элегеста и даже, по данным Википедии, защитил по данной тематике кандидатскую диссертацию.

Проект, который реализует ТЭПК, помимо прокладки железной дороги от месторождения до Курагино подразумевает строительство горно-обогатительного комплекса и возведение угольного терминала в районе мыса Бурный в Хабаровском крае.

Прорывное развитие

Проект ТЭПК имеет огромное значение не только для развития Тувы, но и всей Восточной Сибири. Руководство государства рассчитывает на приток инвесторов в регион, чему, в частности, будет способствовать развитие местной инфраструктуры. Весной 2018 года правительство РФ в лице Федерального агентства железнодорожного транспорта заключило концессионное соглашение с учрежденной для реализации проекта железной дороги структурой Руслана Сулимовича Байсарова — АО «ТЭПК «Кызыл-Курагино», рассчитанное на 30 лет. Планируется, что после выхода элегестского ГОКа на полную мощность, грузоперевозки по новой дороге составят 15 млн тонн продукции в год. Пропускать ветка сможет ежедневно 19 пар поездов.

   
   

В РЖД заключенное два года назад концессионное соглашение считают одним из самых важных и ключевых. Строительство ветки также входит в комплексный инвестиционный проект «Енисейская Сибирь», от реализации которого ожидают кардинальных изменений в экономике целых регионов. Все это можно будет ощутить уже через несколько лет: Байсаров Руслан предполагает, что прокладка железной дороги может занять до пяти лет, поэтому через год после начала строительства можно будет приниматься за ГОК и терминал, на строительство которых закладывается 4 и 3 года, соответственно. 

По территории Тывы пройдет меньшая часть полотна — 120 км, по Красноярскому краю — 290 км. Причем, как ранее неоднократно отмечалось, со временем дорога из Тувы может быть продлена до Китая. Предлагался также вариант строительства ветки через Монголию. 

Стратегический подход

Работы по строительству ветки Элегест-Кызыл-Курагино не будут легкими. Прокладка однопутки будет вестись через горный массив Западных Саян, характеризующийся высокой сейсмичностью. Готовящийся проект уточнит все нюансы, а пока предполагается строительство: 

  • 127 однопутных мостов общей протяженностью 10,6 км;
  • 8 тоннелей общей протяженностью 11 км;
  • примерно 16 км водопропускных труб. 

Не исключено, что для сооружения объектов потребуется опыт и компетенции еще одной структуры, принадлежащей предпринимателю Руслану Байсарову — ГК СК Мост. Именно этот холдинг строил Русский мост, возводил объекты к Олимпиаде 2014 года. Сегодня высококлассные специалисты компании ведут прокладку Второго Байкальского тоннеля, участвуют в строительстве Некрасовской ветки московского метрополитена, совместно с китайскими специалистами завершают возведение двух трансграничных переходов.

На сегодня биография Байсарова и его компаний изобилует целым рядом успешных проектов, а сам бизнесмен уже давно считается одним из крупнейших в России стратегических инвесторов. Комплексный инфраструктурный проект, который реализует сегодня ТЭПК, без сомнения, является на данный момент одним из приоритетных для предпринимателя, учитывая не только его масштабность, но и важность для социально-экономического развития страны.