Опыт Китая и будущее рынка. Эксперты изучают доклад Игоря Сечина

Игорь Сечин. © / Евгений Биятов / РИА Новости

Выступление Игоря Сечина, главного исполнительного директора нефтегазовой компании «Роснефть», на XIII Евразийском экономическом форуме вызвало традиционное обсуждение со стороны экспертного сообщества. Ведь глава российской нефтяной компании как никто другой хорошо понимает ситуацию на рынке и может делать разного рода прогнозы.

   
   

«Сечин очень дальновидно поднял вопрос о том аспекте, который, в принципе, очевиден для всех. А именно о том, что Китай сейчас является локомотивом экономического развития, несмотря на пандемию и все сложности, он оказывается в плюсе с точки зрения экономического развития, тем более что на следующий год предусмотрен значительно больший рост», — отметил Романо Проди, президент фонда международного сотрудничества. Как отмечает эксперт, это может стать драйвером повышения спроса на нефть. При этом, говорит Романо Проди, Сечин подчеркнул силу экономики Китая, поэтому немудрено, что интерес к Китаю со стороны России растет.

Валерий Андрианов, управляющий директор агентства WMT Consult, отметил, что «главный вывод из этого доклада — это необходимость внимательного рассмотрения уроков пандемии. Понятно, что вся мировая экономика понесла тяжелые потери на фоне пандемии и сокращения спроса на углеродные ресурсы. Но из кризиса нужно выходить совместными усилиями».

Как отмечает эксперт, это не отменяет конкуренции на углеродных рынках, но при этом все сейчас понимают, что требуются скоординированные усилия всех стран — и производителей, и потребителей, чтобы восстановить стабильность на этом рынке. «Вместо этого сегодня мы наблюдаем противоположную ситуацию: усиливается санкционное давление, причем если в прошлое десятилетие санкции вводились по какому-то достаточно серьезному поводу, то сейчас этих поводов множество, они выдумываются на ходу. Сейчас сложилась такая ситуация, когда любая компания в любой отрасли может неожиданно попасть по те или иные санкции. Мы видим это на примере „Северного потока — 2“, санкции против которого были вдруг внезапно включены при обсуждение совершено независимого вопроса в США. Мы видим это и в других отраслях», — говорит Валерий Андрианов.

Еще один важный вопрос, подчеркивает эксперт, — это обсуждение климатической повестки и развития возобновляемых источников. «Следует отметить, что российские компании уже давно развивают собственные экологические программы. Яркий пример — компания Роснефть. Она по показателям многих рейтингов занимает лидирующие позиции по своей экологической компании. На фоне пандемии очень важно не отказываться от масштабных проектов, которые реализуются в нефтегазовой сфере. Показательный проект — „Восток Ойл“ компании „Роснефть“. Несмотря на пандемию, она продолжает изучение Арктики. Как мы знаем, уже пошло поисково-разведочное бурение. Реализация таких проектов создает основу для долгосрочного развития нефтегазового комплекса. Без их реализации невозможно будет обеспечить в долгосрочной перспективе топливно-энергетическое будущее России и человечества в целом», — говорит Валерий Андрианов.

Свое мнение по докладу главы «Роснефти» высказал и доктор экономических наук Никита Кричевский. «Интереснейшая мысль в докладе Сечина о том, что мировые производственные цепочки, еще в прошлом году чрезвычайно растянутые во времени и пространстве, ныне сжимаются. И вот я с этим солидарен абсолютно как ученый, как доктор наук, как профессор, как исследователь. Сегодня мир стоит на пороге новой волны протекционизма, регионализации и локализации внутренних производств. Это, на мой взгляд, просто сумасшедшее.

Сечин справедливо отметил опыт Китая в восстановлении национальной экономики. И это действительно так, потому что китайцы не только в числе первых восстанавливают экономику, китайцы ведь точно так же сталкиваются со второй волной. И они проводят противоэпидемиологические мероприятия просто на высочайшем, на запредельном уровне», — говорит Кричевский. Также он отмечает, что Сечин справедливо упомянул китайцев, которые совершенно здраво и рационально закупают углеводороды на фоне относительно низких цен, потому что это позволит им, когда цены пойдут вверх, иметь запас.

   
   

О том, что Сечин точно описал все происходящее не только в отрасли, но и в экономике в целом, заявил директор Центра политической информации Алексей Мухин. «Надо смотреть на перспективу. Сечин справедливо указал на оптимистичный и вселяющий надежду пример Китая: уже в этом году экономика Поднебесной покажет рост в 2%, а в 2021 году — до 8%. Восстановление китайской экономики благоприятно для энергорынка в целом, поскольку влечет за собой восстановления спроса на энергоносители, прежде всего на нефть и газ», — сказал он.

«Даже с учетом потерь, которые несет мировая экономика, возобновляемая энергетика не сможет удовлетворить растущий с каждым годом спрос на энергию. Уже сегодня очевидно, что развитие альтернативной энергетики требует очень серьезных вложений. Далеко не все страны обладают нужными финансовыми ресурсами, да и компетенциями. Поэтому традиционная энергетика будет по-прежнему востребована еще долгое время. И здесь важно обратить внимание на то, что Россия и крупнейшая энергетическая компания страны „Роснефть“ выступают гарантами стабильности на этом рынке», — отметил Мухин. Как говорит эксперт, человечеству необходимо сбалансированное развитие традиционной и возобновляемой энергетики. И перспективы здесь будут определяться развитием технологии. «При этом именно нефтянка является передним краем создания таких прорывных технологий. Те компании, которые являются высокотехнологичными и стратегически смотрят вперед, будут востребованы в качестве мейджоров, формирующих новую экономику, экономику будущего. „Роснефть“ на сегодняшний день является безусловным лидером этих изменений», — говорит Алексей Мухин.

Части доклада, которые касаются современной нестабильности, оценивает и экономист Михаил Делягин. «Если кто-то хочет жить нормально, по-человечески, то он должен создавать стабильность сам вокруг себя. И Сечин как раз говорит о том, что мир вошел в период нестабильности, и стабильность придется создавать самим. Очень показательным в этом смысле является пример Китая, который очень разумно, быстро и комплексно отреагировал на проблемы, с которыми столкнулись все страны в период пандемии. Это, по сути, единственная из развитых стран мира, которая уже сейчас показывает экономический рост. Потому что Китай быстро понял, что дешевая нефть — это не навсегда, пополнял запасы и тем самым спас мировой рынок. А попытки спастись за счет других, выехать за чужой счет путем введения санкций — это просто контрпродуктивно, это усугубляет ситуацию. Необходимо возвращаться к нормальному комплексному системному сотрудничеству. Потому что агрессия в отношении своих партнеров дополнительно дестабилизирует мир и в конечном итоге бьет по самому агрессору», — говорит он.

Отмечает важность доклада Игоря Сечина и экономист Михаил Хазин. «Я бы хотел отметить два базовых тезиса, прозвучавших в докладе Игоря Ивановича. Ну, во-первых, Запад явно недооценивает Китай. И связано это с простой причиной. Китай активно конкурирует с Соединенными Штатами, и западный либеральный мир, который не склонен ругаться с Америкой, занимает её сторону. Это стратегическая ошибка. Да, в Китае действительно большие проблемы экономические. Но они меньше, чем у Западной Европы и США. Просто о проблемах Америки и Европы никто вслух не говорит. Это первая вещь. А вторая вещь — это тезис, который адекватные эксперты произносят давно. Только на Западе это говорить сложно, потому что ты тут же попадаешь под либеральную атаку. А Сечин может это себе позволить. Это касается возобновляемой энергетики, которая якобы может стать базой для дальнейшего развития мировой экономики. Я в этом смысле человек еще более резкий, чем Игорь Иванович. Я-то говорю сразу: по мере того, как будет развиваться экономический кризис, альтернативная энергетика в большей своей части просто исчезнет. Её просто не будет. По банальной причине. Потому что она вся нерентабельна. То есть как только у вас исчезают дотации  явные, неявные, скрытые и прочие, — немедленно выясняется, что это невыгодно. И в результате, к слову сказать, рынок сбыта для традиционной энергетики резко увеличится», — говорит он.

«Публичные выступления главы „Роснефти“ всегда производят эффект разорвавшейся бомбы. Во-первых, они редки. Во-вторых — и главных, — Сечин, обладая весьма редким типом стратегического мышления, как правило, удивляет неожиданными заявлениями и говорит вслух о том, на что остальные не решаются — или не додумываются. Так случилось и на этом форуме. Я хотел бы отметить чрезвычайно важный и интересный призыв главы „Роснефти“ к использованию опыта Китая в восстановлении экономики. Эксперты сходятся в прогнозах, что восстановление спроса на нефть можно ожидать уже в следующем году. Ведь этой стране, первой испытавшей удар пандемии, удалось в кратчайшие сроки преодолеть трудности и уже в этом году нарастить порядка 2%, а в следующем вообще вернуться к прежним темпам роста экономики порядка 8%. Так вот Игорь Сечин обращает внимание на то, что выпало из поля зрения многих остальных участников рынка: Китай наращивает запасы во время снижения цен на нефть, тем самым „убивая двух зайцев“: за счет более доступных энергоресурсов реанимируют свою экономику и поддерживают мировой рынок в период падения спроса. Руководитель нефтяного гиганта предлагает использовать опыт Китая в борьбе с вирусом. Думаю, к этому призыву необходимо прислушаться. Его реализация позволит принять более действенные меры и купировать вторую волну эпидемии. Если же продолжать обвинять отдельные страны в распространении вируса, человечество еще нескоро победит пандемию», — говорит инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов.

Он также отмечает, что нельзя не отметить и второй ключевой момент доклада главы «Роснефти», касающийся санкционной политики, проводимой США и Европейским союзом, которая мешает и будет мешать восстановлению мировой экономики. И говорит о том, что нельзя ставить крест на развитии рынка углеводородов. «Экологическая повестка чрезвычайно актуальна, и все мы заинтересованы в снижении углеводородного следа, но не будем забывать: чтобы полностью отказаться от традиционных источников энергии, потребуется 50 трлн долларов. Да, это 3 размера ВВП Евросоюза, и не все страны могут позволить себе использование возобновляемых источников энергии. Более того, не надо недооценивать роль нефти и в нашей жизни, продукты нефтехимии окружают нас со всех сторон. Полностью отказаться от традиционных источников энергии вряд ли получится в ближайшие десятилетия. Более того, это и не нужно. Будущее энергетики — симбиоз альтернативных и традиционных источников энергии. И главную роль в этом ключе будет играть развитие технологий», — говорит Сергей Суверов.