Объём и качество. Принципы бережливого производства внедряют на водоканалах

Технологии бережливого производства появятся на водоканалах в рамках нацпроекта «Производительность труда». Помимо технических улучшений, на предприятиях изменятся условия работы сотрудников. Для этого компаниям не нужно делать дополнительные финансовые вложения. Оптимизировать процесс коммунальным службам бесплатно помогут специалисты Федерального центра компетенций (ФЦК) и Региональных центров компетенций (РЦК). 

   
   

Ещё больше воды

На Кубани эксперты РЦК провели бесплатную диагностику систем управления «Темрюк-Водоканала». На обслуживании у предприятия 27 артезианских скважин и 5 резервуаров чистой воды. Сети тянутся на 318 км. 

По итогам диагностики эксперты дали предприятию широкий список рекомендаций. К примеру, одной из основных проблем, по их мнению, было отсутствие стандартов работы. Чтобы её решить, определили маршруты, по которым сотрудникам лучше перемещаться по производству, чтобы не тратить лишнее время.

Ещё до участия в нацпроекте «Производительность труда» предприятие «Липецкоблводоканал» вместе с РЦК оптимизировало работу внутри отделов. Только на печатной продукции в 16 районных комплексах сократили до 75% затрат. Учёт, контроль и расходование материалов при производстве бланков и документов позволили экономить около 2,5 млрд руб. ежегодно. 

После того как компания вступила в нацпроект, здесь совместно с РЦК начали внедрять меры для безубыточности работы при высоком качестве услуг. Главной проблемой сочли продолжительное время устранения аварий. На это уходило в среднем 2 дня при нормативе в 8 часов. После внедрения новых алгоритмов работы показатель снизился до нескольких часов. 

В «Липецкводоканале» устранили и рутинные процедуры, которые мешали эффективной работе. На складе упростили логистику: убрали лишние передвижения кладовщика. Процесс оптимизировали так, чтобы свою работу за установленное время сотрудник выполнял с минимальной нагрузкой. Издали также приказы, которые позволяют выплачивать надбавки и дополнительные премии. 

«Для нас очень важно было быстро определить, в чём кроется причина отсутствия водоснабжения у потребителей, — сказал помощник генерального директора «Липецкоблводоканала» Денис Проскурин. — Раньше на место выезжала бригада разбираться в причинах поломки. Она возвращалась на базу, потом выезжала другая бригада, чтобы ремонтировать. Это значительно увеличивало сроки устранения аварии. Мы модернизировали работу диспетчерской, установили специальную программу, которая формирует заявку. Мастера заранее готовят необходимые инструменты».

   
   

Работа без аварий

В Крыму к участникам национального проекта «Производительность труда» присоединился «Водоканал Южного берега Крыма». Уже по рекомендации сотрудников ФЦК удалось сократить время аварийно-восстановительных работ на сетях водоснабжения и найти работников для усиления бригад, которые проводят плановый ремонт. Это сократило потери воды в сетях водоснабжения.

В качестве пилотного потока для внедрения улучшений выбрали аварийно-восстановительные работы. Эксперты ФЦК вместе сотрудниками водоканала внедрили электронную систему планирования работ по ремонту сетей водоснабжения. 

В аварийной машине и помещениях предприятия ввели табель укомплектованности и процедуру приёмки-передачи смены. Ключевые операции стандартизировали, автоматизировали планирование работ автотранспорта и контроль использования дефицитных ресурсов на участках, где есть экскаваторы и трудятся сварщики. Водителей начали привлекать к выполнению работ слесарей 3-го разряда. В результате выработка в месяц увеличилась на 61%, объёмы незавершённого производства снизились на 11%, время работ сократилось на 50%.