«Конкурс с условием». Почему «Роснефть» не устроил аукцион «Алросы»?

Прозрачность для всех

«Геотрансгаз» сейчас ведёт промышленную эксплуатацию Валанжинской газоконденсатной и Сеноманской газовой залежей на Береговом лицензионном участке, а «Уренгойская газовая компания» проводит геологоразведочные, проектно-изыскательские и научно-исследовательские работы на Усть-Ямсовейском участке. Оба этих участка находятся в Ямало-Ненецком автономном округе.

   
   

Практически сразу после объявления условий аукциона последовала реакция «Роснефти» как главного претендента на эти активы, с которым у «Алросы» было заключено соглашение ещё в 2013 году. Тогда свои газовые активы компания оценила в 1,38 млрд долларов, а сделка так и не была закрыта, потому что покупатель посчитал цену сильно завышенной и потребовал переоценки запасов.

Крупнейшая нефтяная компания страны попросила Минфин и Росимущество рассмотреть возможность изменения условий аукциона с целью обеспечения сбалансированного распределения рисков между продавцом и покупателем, исключения возможности использования инсайдерской информации при проведении аукциона и создания прозрачных и равных условий для всех потенциальных и заинтересованных участников аукциона.

Свою позицию она изложила в письме, адресованном в эти ведомства. По мнению нефтяной компании, условия, которые объявила «Алроса», не соответствуют рыночной практике, ограничивают возможность участия претендентов и создают риски как для покупателя, так и для продавца активов.

Что не устроило «Роснефть» в условиях аукциона? Во-первых, требование внести до 10 января задаток в размере 70% от стартовой цены активов, т. е. 21 млрд рублей. При этом заявки принимаются с 26 декабря по 29 января.

Компания считает, что тем самым существенно ограничивается круг участников. «В сравнении с лучшей рыночной практикой требование о размере задатка представляется чрезмерным, а время его выплаты — необоснованно сжатым», — говорится в письме.

Плюс невозможно получить в срок разрешение Федеральной антимонопольной службы на совершение сделки.

   
   

Под кого «заточен» конкурс?

Представитель «Алросы» сообщил ТАСС, что компания вела подготовку к этому аукциону в течение всего 2017 года и до его объявления неоднократно проводила консультации с потенциальными участниками, обсуждая основные условия торгов и разумный объём задатка.

«Что касается задатка, — сказал он, — то мы считаем его наличие необходимым условием. Предыдущие попытки реализации газовых активов не увенчались успехом как раз по той причине, что участники торгов в последний момент отказывались от покупки из-за отсутствия средств».

Однако пресс-секретарь «Роснефти» уверен: выдвинутые «Алросой» условия делают конкурс мнимым, заточенным под конкретного покупателя.

«Мы знаем, что такое конкурс с условием, — пояснил он. — Обычно конкурс с условием заточен под конкретного клиента. И этот конкурс объявляется прямо под Новый год, при этом Алроса утверждает, что они якобы его год готовили. Если год готовили, значит, ситуация совсем тяжёлая. Значит, они тщательно, сознательно и долго готовились к совершению операции, которая очень напоминает действия, трудно описываемые цензурными выражениями».

Без претензий?

Ещё одно условие, смутившее «Роснефть», по словам её пресс-секретаря Михаила Леонтьева, —это то, что никаких претензий по качеству активов после их приобретения предъявляться не будет. Покупатель не сможет предъявить претензии и в том случае, если «всплывут» непогашенные налоговые и иные обязательства у купленных им компаний.

«То есть вы покупаете кота в мешке. Последнее особенно типично, потому что с таким условием купить могут только те, кто заранее участвует в сговоре», — считает он.

В письме компания излагает свою позицию и по этому пункту: «В соответствии с условиями аукциона акции продаются как есть», без обязательства продавца предоставлять на дату продажи какие-либо заверения или гарантии по отсутствию финансовых, налоговых, юридических и иных рисков в отношении Maretiom Investments Limited и Velarion Investments Limited (которые владеют 100% продаваемых активов — прим. ред.), а также всех принадлежащих им активов и обязательств, включая, но не ограничиваясь АО Геотрансгаз и ООО Уренгойская газовая компания».

«Роснефть» считает, что вопрос соответствия приобретаемых активов данным, формально предоставляемым компанией «Алроса» потенциальным покупателям, при отсутствии минимальных гарантий и заверений со стороны «Алросы» создаёт не только избыточные и асимметричные риски для покупателей, но и предпосылки для получения некоторыми участниками аукциона преимущества за счёт потенциального доступа к инсайдерской информации.

Кроме того, в своём письме крупнейшая нефтяная компания страны обращает внимание на то, что условиями аукциона предусматривается совершение сделки с участием офшорных компаний. На её взгляд, необходимо обоснование необходимости и законности приобретения активов компаниями, расположенными в офшорной юрисдикции.

«В извещении нет раскрытия истории бенефициаров обозначенных офшорных компаний, и участникам аукциона не предоставляется возможности оценить законность приобретения и владения планируемыми к продаже активами», — поясняется в документе.

Геологическое качество активов под сомнением

«Там очень непонятная геология. Есть вероятность, что представленные геологические данные, мягко говоря, сильно скорректированы. При этом продавец не представляет покупателю данных о геологии. А это уже содержит признаки, простите за выражение, мошенничества», — сказал пресс-секретарь «Роснефти» о выставленных на аукцион активах.

«У потенциальных участников аукциона имеется экспертная информация о несоответствии раскрываемой геологической перспективности предлагаемых к продаже активов реальному состоянию, — говорится в письме, направленном компанией в Минфин и Росимущество. — В этой связи до проведения аукциона крайне важно обеспечить подтверждение актуального геологического качества активов со стороны признанных международных экспертов и Роснедр. Роснефть направила соответствующий запрос в Федеральное агентство по недропользованию».

Компания считает, что условие об отсутствии гарантий в части долговых обязательств, а также в части актуальной геологической информации, её раскрытия и связанных гарантий со стороны продавца, противоречит как российским, так и международным стандартам и правилам реализации подобных активов.

Так будет ли «Роснефть» участвовать в аукционе? Компания выражает свою заинтересованность в приобретении газовых активов «Алросы» и сообщает, что готова рассмотреть возможность участия в прозрачном аукционе, соответствующем установленной рыночной практике.

«Проведение данного аукциона в соответствии с лучшей мировой практикой будет соответствовать не только задаче привлечения инвестиций в развитие данных активов, лучшим интересам российской нефтегазовой отрасли, но и общей задаче повышения привлекательности инвестиционного климата РФ», — говорится в письме.

Справка
По информации ТАСС, выдвинутые требования обсуждались на наблюдательном совете «Алросы». Менеджмент компании информировал совет о наличии 7 потенциальных участников аукциона, которым были известны условия торгов и которые подписали соглашения о конфиденциальности.

ФАС, также по информации ТАСС, уже получила ходатайство на покупку газовых активов «Алросы» от «Новатэка».

Смотрите также: