Банкротство FTX — одной из крупнейших централизованных криптовалютных бирж — обернулось крахом всего крипторынка по принципу домино. Что произошло, велик ли ущерб и что будет дальше с загадочным и априори криминальным для большинства россиян рынком — разбирался aif.ru.
«Прозрачные действия»
Скандал начался с расследования интернет-издания CoinDesk, эксперты которого выяснили: криптобиржа FTX (криптобиржи — интернет-площадки для покупки и продажи криптовалют; криптовалюты — электронные деньги, учетом единиц которых занимается автоматическая платежная система без единого центра и администратора — прим. ред.) является неплатежеспособной, потому что ее средства размыты по разного рода дочерним предприятиям.
Котировки биржи поползли вниз. Но удивить кого-то выводом денег налево в криптомире, по словам экспертов, трудно; так делают практически все, пользуясь криптоактивами как резервным кошельком. FTX, правда, была одной из крупнейших бирж, но сообщения об отказе или задержках с выводом крупных сумм (что говорит об отсутствии таких сумм на бирже) поступают регулярно и тем чаще, чем крупнее биржа. Словом, ничего бы не случилось, если бы не вмешалась конкурирующая фирма.
«В качестве части капитала FTX в прошлом году Binance получила токены BUSD и FTT в объеме, эквивалентном 2,1 млрд долл., — написал в Twitter глава более крупной биржи Binance Чанпэн Чжао, который раньше собирался эту самую FTX покупать и вел об этом переговоры с ее основателем, Сэмом Бэнкманом-Фридом. — В связи с недавними разоблачениями, мы решили ликвидировать все наши FTT». В смысле, распродаем все их токены (токены иногда путают с криптовалютой, но это скорее аналог акций — прим. авт.). При этом он добавил, что просто желает всем добра. «Мы стараемся, чтобы все наши действия были прозрачными», — написал в Twitter Чанпэн Чжао, которого Reuters еще в 2019 году обвиняло в отмывании денег.
«Хорошо сыграно; ты победил»
Интересно, что до этого момента Бэнкман-Фрид и Чанпэн Чжао как бы дружили, общались не только в интернете, даже фотографировались вместе. Хотя Сэм иногда позволял себе шуточные намеки на китайское происхождение приятеля; один из его удаленных позднее твитов: «Таких, как Чанпэн, еще пускают в Вашингтон?» — чуть не вызвал нешуточный скандал в криптосфере. Но — дружба дружбой...
«Конкурент пытается преследовать нас с помощью ложных слухов, — написал, в свою очередь, в Twitter Бэнкман-Фрид. — FTX в порядке, активы в порядке». Но ни это, ни оговорка главы Binance, что он будет продавать токены в течение нескольких месяцев, значения не имела — началась паника.
Люди продавали токены FTT, обрушив его цену в несколько раз. Затем начали продавать другие токены, которые были как-то связаны с биржей. После этого пользователи биржи FTX начали выводить с нее деньги, но бирже было нечем рассчитаться с клиентами. Паника только усилилась. Многие инвесторы начали распродавать все свои криптовалюты без разбора, и крипторынок сильно упал.
«Они (FTX — прим. ред.) предлагали вполне понятные схемы, которые не сильно отличаются от тех, что есть на классическом финансовом рынке, — объяснил
А когда через небольшой промежуток времени Чанпэн Чжао еще и отказался от покупки FTX, рынок рухнул. Бэнкман-Фрид предположил, что намерение купить биржу было блефом Чанпэна. «Хорошо сыграно; ты победил», — написал Сэм в своем Twitter-аккаунте.
Куда исчезли деньги?
Бэнкман-Фрид перевел 10 млрд долл. инвесторов своей биржи FTX в свою же собственную компанию Alameda Research. От 1,7 до 2 млрд из этой суммы пропали без следа, прочие тоже не вернуть — на них выпущены токены FTT, за которые сейчас никто не даст ломаного цента. В ночь с 11 на 12 ноября биржу FTX взломали — с кошельков ее клиентов украли более 600 млн долл.
Также не менее 36 млн долл. инвесторов FTX было потрачено на избирательные кампании конгрессменов, губернаторов и сенаторов Демпартии США перед выборами в этом ноябре. Сэм, однако, был не очень постоянен в своих симпатиях — он пожертвовал 155 тыс. чужих долларов в фонд правых консерваторов Алабамы и республиканца Кэти Бритт — сторонницы криптовалют.
Историю FTX уже сравнивают с крахом Lehman Brothers, с которого начался ипотечный кризис 2008 года в США. Даже Чанпэн Чжао, которого сам Бэнкман-Фрид поздравил с «победой» и устранением крупного конкурента, заявил, что от краха FTX вряд ли кто-то выиграет: во внутренней записке для сотрудников он написал, что удар нанесен по всей индустрии децентрализованных финансов, и теперь регуляторы по всему миру будут только ужесточать правила игры для криптовалютных компаний.
В отношении Бэнкмана-Фрида SEC (американская комиссия по ценным бумагам и биржам, фактически финансовая спецслужба) начала расследование на предмет законности использования биржей средств ее клиентов.