Коммерческий директор НСПК: «Мы планируем миллионную эмиссию карт „Мир“»

Сергей Радченков. © / Алексей Виссарионов / АиФ

О планах по развитию платёжной системы «Мир» и о уже достигнутых успехах в интервью АиФ.ru рассказал коммерческий директор Национальной системы платёжных карт (НСПК) Сергей Радченков.

   
   

Елена Трегубова, АиФ.ru: Сергей Михайлович, 15 декабря были выпущены первые карты национальной платёжной системы «Мир». Давайте подведём итоги этих четырёх месяцев.

Сергей Радченков: Январь в России традиционно наполовину короче других месяцев — в силу больших праздников. Поэтому здесь всё-таки не четыре месяца, а поменьше.

Для начала хочу сказать, что прошлый год был посвящён решению большой задачи — подключению всех банков к операционному центру НСПК. Это было очень важно для обеспечения финансовой независимости. Теперь все операции, которые осуществляются внутри страны по банковским картам международных платёжных систем, проходят через этот операционно-процессинговый центр.

Этот год в большей степени посвящён платёжной системе «Мир», потому что вторая задача заключалась в выпуске карты, который состоялся в декабре прошлого года. Теперь стоит задача наполнить эту карту интересным содержанием.

В настоящее время уже 76 банков являются участниками платёжной системы «Мир». Из них 63 — это прямые участники, 13 банков косвенно подключены к системе «Мир». Сейчас мы продолжаем работу в этом направлении, чтобы к середине года подавляющая часть банкоматов и терминалов были готовы к приёму карт «Мир».

Это важно, потому что выпускать карты, не имея инфраструктуры приёма, неправильно. Первоочередная задача — сделать так, чтобы все банки открыли свои банкоматные и терминальные сети для приёма карт. Во второй половине года мы хотим сосредоточиться на выпуске карт.

   
   

— Кому достались карты «Мир»?

— По закону, в первую очередь эти карты предназначены для граждан, которые получают выплаты из бюджета или из государственных внебюджетных фондов. Но мы планируем, что это будут не только бюджетники. Мы видим карту существенно шире, потому что она адресована всем гражданам страны.

Сейчас количество выпускаемых карт измеряется тысячами. Это сделано сознательно, поскольку, как я говорил, в первую очередь надо создать сеть для приёма карт. Несколько банков, в том числе крупнейших, успешно выпускают карты национальной платёжной системы «Мир». Эти карты сейчас уже принимаются рядом партнёров. Не так давно их стали принимать на сайтах «Мегафона» и «Аэрофлота».

— Можете сказать точное количество выпущенных карт?

— Несколько десятков тысяч. К концу года, когда будет существенное покрытие эквайринговой сетью, начнутся программы по выпуску карт. Мы планируем эмиссию, которая измеряется миллионами. Это немало. Для нас стоит внутренний показатель — выпустить 16 миллионов карт. 

До конца этого года можно будет воспользоваться картами «Мир» практически в любом банкомате.

— В декабре прошлого года журналисты провели эксперимент — пытались оплатить картой «Мир» разные товары и услуги. На тот момент нужно было хорошо поискать место, где можно расплатиться этой карточкой. Сейчас эта ситуация исправилась?

— Абсолютно наивно было думать, что карточка, которая была выпущена и анонсирована только в конце декабря, будет приниматься так же, как карты международных платёжных систем. Она тогда только родилась, и никакой сети для её действия не было.

В настоящее время каждый день к системе подключаются новые и новые банки. Появляются новые точки приёма карт. Идёт раскрытие банкоматных сетей. До конца этого года можно будет воспользоваться картами «Мир» практически в любом банкомате. 

— Как карты «Мир» будут работать за границей?

— Самый простой вариант — это кобейджинговые программы, когда в сотрудничестве с другой платёжной системой карта внутри страны работает как домашняя карточка (как «Мир»), а за пределами РФ — как карта той платёжной системы, с которой заключено соответствующее соглашение.

Уже выпускается такая кобейджинговая карта «Мир» — «Maestro» в рамках соглашения с международной платёжной системой MasterCard. С ней уже сейчас можно ездить за границу и расплачиваться.

Второй путь длиннее, он включает два этапа. Первый этап: мы сейчас активно общаемся с платёжными системами ближнего зарубежья, стран СНГ и договариваемся, чтобы карты одной платёжной системы принимались в другой платёжной системе. Например, в Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии принимали российские карты и наоборот. Второй этап в долгосрочной перспективе предполагает договоры с конкретными торговыми предприятиями в странах дальнего зарубежья, чтобы они принимали карточки «Мир», как это делали международные платёжные системы на протяжении долгого времени. На данный момент самый быстрый путь — это кобейджинг.

Сергей Радченков. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

— Я правильно понимаю, что для того, чтобы расплачиваться за границей картой «Мир», потребителю нужно получать именно кобейджинговую карту?

— Совершенно верно. У нас уже есть соглашения, подписанные в прошлом году, о том, что мы планируем выпускать совместные кобейджинговые продукты. С японской платёжной системой Japan Credit Bureau (JCB), American Express, например. Сейчас мы находимся в процессе подготовки к тому, чтобы это реализовать.

— А в Крыму как обстоят дела?

— Крым сейчас — лидер с точки зрения планов, о которых мы говорили. На полуострове присутствуют несколько крупных банков, и практически вся их эквайринговая сеть уже раскрыта. Так что там всё готово.

— Стоит ли ожидать выхода карт «Мир» на международные рынки? Например, на рынки наших партнёров по Евразийскому экономическому союзу.

— Мы сейчас в процессе переговоров с национальными системами стран СНГ, с кем-то уже в более продвинутой стадии, с кем-то — в менее. Но всё позитивно двигается и, я думаю, по итогам этого года также будет заметно. Мы работаем с некоторыми странами дальнего зарубежья, у нас подписано соглашение о намерениях с Вьетнамской платёжной системой и процессинговым центром Napas.

Карта абсолютно боеспособная, она ничем не уступает лучшим аналогам международных платежных систем. У нас основная цель — сделать некую универсальную, интересную для потребителя программу лояльности, чтобы человек мог рассчитываться этой картой и получать кэшбэки от торговых предприятий в виде денег.

— Сергей Михайлович, чем карты «Мир» отличаются от конкурентов?

— Если говорить о технологической стороне, то при создании карты «Мир» были использованы все новейшие технологии. С одной стороны, использовались все российские разработки, и это важно. С другой стороны, технологии полностью соответствуют всем международным стандартам. В этом смысле карта абсолютно боеспособная, она ничем не уступает лучшим аналогам международных платёжных систем. Ещё одно немаловажное отличие нашей карты будет в её наполнении. Сегодня многие продуктовые «начинки» находятся в разработке. Мы хотим сделать её максимально интересной для физических лиц. Я акцентирую внимание именно на физических лицах — клиентах, которые приходят в банк и выбирают карту «Мир», а не другую.

У нас основная цель — сделать некую универсальную, технологическую, наиболее интересную для потребителя программу лояльности, чтобы человек мог рассчитываться этой картой и получать кэшбэки от торговых предприятий в виде денег, чтобы карта удовлетворяла основные его потребности. Мы сейчас активно ведём переговоры с различными потенциальными партнёрами федерального и регионального уровня. 

Карта «Мир» будет объединять платежную составляющую и социальную.

— Планируется ли внедрение каких-либо транспортных возможностей? Я имею в виду, можно ли будет со временем с помощью карты «Мир» расплачиваться в метро или в автобусе?

— Ещё одно важное направление, над которым мы работаем, — социальное. Оно включает в себя возможность прикрепить к карте нефинансовые приложения, в том числе транспортные. Сейчас мы разрабатываем концепцию, которая позволит в конечном итоге объединить регионы по транспортным приложениям. Сделано это будет уже не в этом году, а позже.

В этом году мы будем делать проект по транспортному решению и плюс по другим социальным программам. Так, в одном из регионов планируем делать социальную карту жителей, куда войдут другие социальные приложения, связанные, например, с медициной, со страховкой. Иными словами, карта «Мир» будет объединять платёжную составляющую и социальную.

— В разных регионах свои социальные и потребительские особенности. Получается, для каждого региона нужно прорабатывать отдельно ту социальную составляющую и программу лояльности, которая будет в карте содержаться.

— Это действительно так. Особенно это касается транспортных приложений (а они во всех регионах абсолютно разные), которые устроены на технологии «Майфер».

Задача очень сложная. С одной стороны, есть глобальная задача — сделать единую концепцию для всей страны. С другой — нужно сделать так, чтобы внедрение новых технологий никоим образом не затрагивало и не ломало то, что уже построено. Необходимо сделать пилоты и посмотреть, как это работает на отдельных регионах.

— Можете сказать, сколько потребуется времени, чтобы внедрить весь этот спектр услуг: программу лояльности, транспортные возможности, кэшбэки?

— Пилотные проекты мы планируем запустить в этом году. Попробовать, посмотреть, откатать внутренние процессы — как это всё работает и что требует доработки. В этом году мы должны уже приобрести опыт, и вполне вероятно, что в конце года мы какие-то проекты из пилотных развернём уже в полномасштабные. Этот год и следующий — для нас самые знаковые с точки зрения массового выпуска карт «Мир».

Карты НСПК «Мир». Фото: РИА Новости/ Алексей Филиппов

— Когда карта наполнится и станет полноценным продуктом, не подорожает ли её обслуживание?

— Что касается НСПК, мы сделаем всё, чтобы она не подорожала: потому что у нас и так на данный момент тарифы ниже, чем у других платёжных систем. Однако надо учитывать тарифы, которые устанавливают банки. Если продукт востребован и его берут, то его могут продать и подороже.

— Вы довольно долгое время работали в банках и знаете эту отрасль изнутри. Насколько наша банковская система нуждалась в собственной национальной платёжной системе?

— С одной стороны, я бы не сказал, что этот вопрос горячо обсуждался в банках. С другой — проблема эта всегда существовала и должна была решиться. Внешние обстоятельства подтолкнули к этому решению. И здорово, что это состоялось. Я думаю, что у национальной платёжной системы «Мир» большое будущее. Единственное — нам предстоит это сделать быстрее, учитывая опыт, который проходили другие страны. 

— Коллеги из других государств вас как-то консультируют? Направляют?

— Мы общаемся. Люди, которые работают у нас, уже имеют опыт работы с международными платёжными системами: кто-то в профильных подразделениях банков, кто-то в процессинговых компаниях. Собралась сильная команда экспертов. Опыт всех этих людей в полной мере используется.

— А с коллегами по банковскому сектору вы общаетесь? Что они говорят о картах «Мир»?

— Справедливые вещи говорят, и мы учитываем их в работе. Говорят, что у карты «Мир», помимо её волевой структуры и возможности административного ресурса, должны быть конкурентные преимущества для нескольких участников рынка: для банков, торговых предприятий, для физических лиц. Любой банкир будет продавать карту, только если ему это выгодно. 

Времена наличных денег уходят. Все больше и больше людей используют технологии, которые позволяют осуществить платеж, не выходя из дома. Для этого нужно элементарно разбираться в телефоне, уметь пользоваться мобильным приложением.

— Объясните, пожалуйста, нашим читателям, почему лучше расплачиваться безналом.

— На дворе XXI век. Сегодня все перешли на смартфоны. Время, когда банковские, финансовые сервисы идут в телефонию, в мобильные приложения. В связи с этим надо максимально ликвидировать белые пятна в понимании платёжных инструментов, простых финансовых сервисов среди населения. Нет никакого сомнения, что человек должен уметь заплатить, используя безналичные платежи, а не с помощью наличных.

Любой гражданин должен знать азы финансовой грамотности и финансовой безопасности. Времена наличных денег уходят. Всё больше и больше людей используют технологии, которые позволяют осуществить платёж, не выходя из дома. Для этого нужно элементарно разбираться в телефоне, уметь пользоваться мобильным приложением. Или хотя бы взять терминалы, которыми пользуется население, а ещё 10 лет назад они не так были распространены. И мобильные приложения для многих тогда были в диковинку. Сейчас уже нет. Люди должны уметь работать на современном уровне, а не в мире наличных денег. Это удобнее, безопаснее, быстрее. 

Все операции, которые проходят по картам международных платежных систем на территории РФ, теперь не уходят для обработки за пределы РФ, как это было раньше. Сейчас они проходят через НСПК и остаются в нашей стране.

— Раз уж мы заговорили о безопасности, расскажите, как обеспечивается прохождение транзакций через НСПК?

— Было сделано максимально простое технологическое решение. Все операции, которые проходят по картам международных платёжных систем на территории РФ, теперь не уходят для обработки за пределы РФ, как это было раньше. Сейчас они проходят через НСПК и остаются в нашей стране. То есть в случае внезапных внешних обстоятельств все эти транзакции продолжат проводиться без проблем.

— И во всём мире так, где есть национальные платёжные системы?

— По-разному работает, но мы сделали таким образом. Тем более, расчёты все проходят через ЦБ РФ, что даёт нам основную гарантию.

— Сергей Михайлович, какой вы видите карту «Мир» к концу года?

— Я вижу карту «Мир», во-первых, технологически полностью соответствующей всем современным требованиям и международным стандартам. Она должна работать по самым высоким стандартам с точки зрения скорости обработки транзакций. И при этом она должна быть максимально защищённой с точки зрения безопасности.

Второе — она должна быть наполнена социальными, нефинансовыми и коммерческими платёжными приложениями, которые сделают её максимально интересной для использования.

Третье — она должна приниматься в сети банкоматов и терминалов всех банков-участников платёжной системы «Мир».

Понятно, мы сделаем не все шаги в каждом направлении до конца года, это ещё плавно перейдёт в 2017 год, но основная суть появится уже в этом. Поэтому мы сейчас работаем в нескольких направлениях одновременно.