Одна из главных деловых новостей последних недель – попытка Федеральной антимонопольной службы России отменить сделку по продаже алмазодобывающей компании «АГД-Даймондс» в 2017 году. Тогда ЛУКОЙЛ продал актив холдингу Открытие после полугодичного ожидания согласования от Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. Руководитель ФАС Игорь Артемьев тогда, как и сейчас, входил в состав комиссии. Однако через три года это не помешало ведомству оспаривать итоги сделки. «Аргументы и факты» разбирались, что случилось и почему.
По обстоятельствам
В России действует федеральный закон №57, который не позволяет любому инвестору с иностранным гражданством прийти и купить контрольный пакет акций понравившегося отечественного предприятия, если оно занимается одним из стратегических видов деятельности. Добыча и реализация драгоценных камней и металлов относятся к таковым. Соответственно, любую сделку такого рода должна сначала согласовать правительственная комиссия. Этот фильтр был создан, отмечают эксперты, чтобы избежать недружественных поглощений, вывода капитала из России и других «вредных» для российской экономики действий.
Однако сейчас закон 57 нередко используют для отмены сделок с иностранным участием. Например, в таком качестве к нему иногда апеллирует и ФАС. В сделке по продаже «АГД-Даймондс», проведенной в 2017 году, ведомство обнаружило, что на момент получения одобрений второе гражданство имели несколько миноритарных акционеров покупателя. Хотя сведения обо всех остальных акционерах, среди которых было заявлено более десятка нерезидентов РФ, включая основного владельца холдинга Открытие тех лет Вадима Беляева, были на момент проведения сделки представлены в антимонопольный орган.
Правительство на тот момент одобрило сделку с участием иностранных компаний и лиц с двойным гражданством. Они имели право косвенно распоряжаться более чем 25% акций – законодательно установленный порог для требуемого согласования сделки – в любом случае – с этим неуказанным гражданством миноритариев или без него. Сегодня именно по этому поводу просят отменить сделку.
«Полное и честное раскрытие информации о структуре владения иностранного инвестора, который будет управлять российским стратегическим обществом в результате совершения сделки, не может быть признано равноценным сокрытию такой информации другим инвестором», - сообщает нам ФАС.
Тут требуется пояснение более простым языком. Проблема возникла из-за того, что на этапе сделки не было проведено полной проверки сведений по ее участникам. Хотя вся информация была передана в контролирующие органы и находилась там не один месяц. И сделка на тот момент была согласована.
Сложный прецедент
Это значит, что в любом акционерном обществе можно найти того или иного владельца одной акции, что-нибудь нарушившего, и по этой причине забрать акции у всех остальных собственников.
Можно рассмотреть ситуацию на простом примере. Два супруга заключили брак, нажили совместное имущество, а через 3 года выяснилось бы, что один из них имел второе гражданство и по этой причине брак признали бы недействительным. Или водителя через 3 года лишили прав за то, что принимавший экзамен инспектор ГАИ в тот момент был нетрезв.
Схожая логика прослеживается, говорят эксперты, в данной ситуации. Казалось бы, это странно. Ведь, как можно предположить, фактически сама ФАС не предоставила полную информацию правительственной комисси, отмечают эксперты в этой области.
Антимонопольная служба Игоря Артемьева сейчас заявляет следующее: «ФАС России не оспаривает правомерность решения, принятого правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. Данная сделка была согласована на тех условиях и с учетом тех последствий, которые были представлены заявителем в составе ходатайства. Однако фактически она была совершена на других условиях», - сказано в пресс-релизе ведомства.
Угроза инвестиционному климату
Вопросы возникают и у тех, кто сейчас старается разобраться в сложившейся ситуации. «Решение ФАС трехгодичной давности утверждено Правительственной комиссией, в состав которой входили, среди прочего, представители специальных служб. Пересмотр этого решения в связи с отсутствием неких данных, которые находились в публичном доступе три года назад и находятся до сих пор, может вызвать подозрения в обоснованности такого решения. Такие действия выглядят, мягко говоря, непоследовательными», - считает кандидат экономических наук Михаил Лысенко.
Свое несогласие с логикой ФАС уже выразило и РСПП – глава союза Александр Шохин даже написал письмо премьер-министру Михаилу Мишустину, где подчеркнул, что подобная ревизия сделок несет риски для инвестиционного климата.
«Действия, направленные на ревизию решений комиссии, создают предпосылки к пересмотру десятков и сотен многомиллиардных инвестиционных соглашений», - указала в своем сообщении и Пресс-служба банка ВТБ, выступавшего в 2017 году как консультант покупателей из холдинга Открытие.
Но пока ситуация сохраняется – ФАС, несмотря на широкую дискуссию, добивается отмены сделки в суде.