Без импортозамещения в небе. Что готов предложить российский авиапром?

Sukhoi Superjet 100. © / Shutterstock.com

Подготовлен законопроект, разрешающий компаниям с гос­участием приобретать их только по согласованию с комиссией по импортозамещению. Вице-премьер Д. Рогозин и вовсе заявил, что покупать иностранные самолёты - стыдоба. Но что готов предложить наш авиапром?

   
   

В 2015 г., по данным Минпром­торга, Россия произвела 25 лайнеров «Сухой Супер­джет 100» («Боинг» поставил заказчикам 762 лайнера). В этом году наши показатели должны улучшиться. В компании «Гражданские самолёты Сухого» «АиФ» рассказали, что в 2016 г. готовятся поставить заказчикам 30 воздушных судов, в 2017-м - 34. Кроме того, заключены контракты на 46 машин и опционы (договор без обязательств покупки) ещё на 20. Всего же по миру сейчас летают 83 «Суперджета». Их эксплуа­тируют компании Европы, Центральной Америки и Юго-Восточной Азии. Так на прошлой неделе третий лайнер был поставлен ирландскому перевозчику CityJet. Одна из главных задач производителя - организовать послепродажное обслуживание. Уже подписаны договоры на тех­обслуживание с 8 компаниями в РФ и за рубежом. 

Критики «Суперджета» говорят, что нельзя назвать россий­ским самолёт, на 50% состоящий из иностранных компонентов. Производители возражают: лайнер изначально был проектом международным - это нормальная практика. Так, несмотря на санк­ции, российская корпорация ­«ВСМПО-Ависма» - ключевой  производитель титановых деталей для «боингов».

В первом квартале 2017 г. в российском авиапроме ожидается важнейшее событие - первый полёт самолёта ­МС-21, который производят на Иркутском авиационном заводе. Он выходит в самую ёмкую нишу мирового авиарынка - среднемагистральных (дальность полёта 2500-6000 км) узкофюзеляжных лайнеров. В корпорации «Иркут» «АиФ» сообщили, что в перс­пективе собираются производить до 70 лайнеров в год. Подписаны твёрдые контракты на поставку 175 само­лётов. Первые МС-21 поступят в «Аэрофлот». На испытания лайнер выходит с американским двигателем. Когда будет готов российский двигатель ПД-14, самолёт будут предлагать на выбор с двумя типами двигателей. Ещё два самолёта, которые будут производить в РФ в ближайшие годы, - турбовинтовой региональный Ил-114 и дальнемагистральный (дальность полёта от 6000 км) широкофюзеляжный Ил-96-400. Правительство заявило, что выделяет на их возрождение 100 млрд руб. В ОАО «Ил» «АиФ» сообщили: по планам Ил-114-300 поднимется в небо в 2018 г., а Ил-96-400 в ­2019-м. «Самолёты полностью отвечают всем современным нормам Международной организации гражданской авиации (ИКАО), - объяснили в компании. - Предстоит заменить в основном авионику (электронные системы на борту. - Ред.), усовершенствовать силовые установки, сделать более современные пассажир­ские салоны. При этом, несмотря на ряд публикаций о выделении гос­денег, пока работы ведутся за счёт ограниченных средств самого производителя».

Роман Гусаров, главный редактор портала Avia.ru:

- Сегодня наша авиационная промышленность серийно производит лишь «Сухой Суперджет». Это региональный самолёт вместимостью до 100 человек. Потребности на отечественном рынке в таком лайнере небольшие. Среднемагистральных, дальнемагистральных широкофюзеляжных и турбовинтовых региональных самолётов у нас пока нет. Как мы собираемся закрывать потребности рынка в этих машинах, непонятно! Звучат предложения вернуться к уже существующим старым моделям. Да, Ту-154 когда-то поднял ввысь наш авиапром, но он безнадёжно устарел. Ту-204 и Ту-214 близки к западным аналогам, но даже после модернизации всё равно им уступают. Кроме того, у «тушек» устаревшая технология производства, в них много ручного труда. Мы физически не сможем выпускать достаточно таких самолётов.

Ил-114 может стать заменой самолёту Ан-24, но раньше ­2020-х гг. он на рынке не появится, плюс нужна серьёзная модернизация. У Ил-96-400 нет современных двигателей. Он летает на 4 двигателях, а в мире такой тип самолётов («­Боинг-777», например) уже давно летает на двух. Для коммерческой авиации этот самолёт не подходит, так как по экономичности заранее оказывается в проигрыше. Но штучно, для госнужд его выпускать можно. 

   
   

Всё это не значит, что у россий­ского авиапрома нет перспектив. Пусть в «Суперджет» вбухали огромные деньги, но ближне­магистральный (дальность полёта до 2500 км) самолёт у нас есть. На выходе МС-21 - по классу та же «тушка», только современная и передовая. Это среднемагистральный самолёт, аналог самых распространённых «Боинга-737» и А-320. Разрабатывают двигатели ПД-14 (для МС-21) и ПД-35. Последний можно будет поставить на широкофюзеляжный самолёт (на базе Ил-96-400) и тогда уже вести речь о его массовом производ­стве. 

Но, если сейчас наши авиакомпании заставят покупать устаревшую российскую технику, они будут проигрывать иностранным конкурентам, убыточной станет вся гражданская авиация. Останется один «Аэрофлот», который будут дотировать. Запрет на иностранные машины отбросит нас назад. Мы столько лет летали на «боингах» и «эйрбасах». Неужели нельзя потерпеть ещё чуть-чуть, пока не появится современная российская техника?