Ил-103 снова в деле. Россия и Венгрия договорились строить самолеты

Легкий многоцелевой самолет Ил-103 разработан АК имени С. В. Ильюшина. © / Владимир Федоренко / РИА Новости

Российский авиапром, несмотря на все имеющиеся трудности, продолжает вести работу по восстановлению ранее утраченных позиций. В ближайшее время производство российских самолетов может быть налажено в Венгрии.

   
   

Российские крылья в венгерском Пече

«17 марта подписан договор на модернизацию и лицензионное производство Ил-103 в Венгрии между Авиационным комплексом им. С. В. Ильюшина (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию (ПАО „ОАК“) в составе Госкорпорации Ростех) и венгерской компанией Aviation Engineering Zrt., — сообщает официальный сайт Объединенной авиастроительной корпорации. — Церемония подписания состоялась в присутствии заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации Олега Бочарова и советника, заместителя посла Венгрии в Российской Федерации Ласло Вида. Подписи под документом поставили с российской стороны — первый заместитель генерального директора ПАО „ОАК“, управляющий директор ПАО „Ил“ Сергей Ярковой, а с венгерской стороны — генеральный директор Aviation Engineering Zrt. Ласло Борош».

Стороны договорились о совместной работе по разработке и изготовлению усовершенствованной версии легкого многоцелевого самолета Ил-103 на производственной базе Aviation Engineering Zrt. в городе Печ.

Проект с двигателем от «Жигулей»

В 1988 году в СССР объявили конкурс по разработке самолета первоначального обучения. В течение двух лет коллектив конструкторов под руководством Андрея Пупкова разработал машину, на которую первоначально планировалось установить модернизированный автомобильный двигатель ВАЗ.

Интересно, что идея такого самолета возникла благодаря машине, которую в свободное от основной работы собирал у себя в гараже представитель ОКБ Ильюшина в аэропорту Домодедово Александр Простаков.

Проект группы Пупкова победил в конкурсе, однако возглавлявший ОКБ Ильюшина Генрих Новожилов посчитал, что двигатель на самолет все-таки нужно ставить авиационный.

Своего двигателя для самолета такого класса в СССР на тот момент не было, и в итоге был выбран американский двигатель IO-360ES производства компании «Teledyne Continental Motors» мощностью 210 л. с. при 2800 об/мин.

   
   

Это заставило серьезно пересмотреть проект самолета, который с итоговым названием Ил-103 был готов в 1993 году.

Воздушное такси и небесный патруль

17 мая 1994 года самолет Ил-103, регистрационный номер RA-10300, впервые поднялся в небо с аэродрома ЛИИ имени Громова в подмосковном Жуковском. В сентябре 1994 года Ил-103 был впервые продемонстрирован на зарубежном авиасалоне в Фарнборо.

В том же году на Луховицком машиностроительном заводе началось серийное производство самолетов данной модели.

Размах крыла самолета составляет 10,56 м, длина — 8 м, высота — 3,135 м. Ил-103 может развивать крейсерскую скорость в 225 км в час, имея при этом практическую дальность полета в 1070 км. Экипаж самолета состоит из одного человека, а на борт Ил-103 может принять полезную нагрузку в виде 4 пассажиров или 395 кг груза.

Согласно эксплуатационным характеристикам, самолёт рассчитан на 15 лет эксплуатации или 14 000 летных часов. Самолёт может эксплуатироваться как воздушное такси, средство патрулирования прибрежных зон, для проведения научно-исследовательских работ, как передвижная лаборатория для осуществления экологического контроля.

Всего было произведено около 70 единиц Ил-103, из которых 30 были закуплены Федеральным агентством лесного хозяйства РФ, 23 — академией ВВС Южной Кореи. Также среди приобретателей и эксплуатантов Ил-103 были Белоруссия, Лаос и Перу.

Пятиместный (пилот и четыре пассажира) одномоторный поршневой пассажирский самолет Ил-103. 1995 г. Фото: РИА Новости/ Семиряга

Новый формат

В 2017 году в беседе с ТАСС первый заместитель генерального директора ПАО «Ил» Павел Черенков рассказал о том, что по запросу в том числе иностранных заказчиков рассматривается возможность восстановления производства самолета Ил-103 в глубокой модернизации.

«Перспективы у Ил-103 хорошие, — заявлял Черенков. — Это прекрасный самолет, который подходит не только для выполнения бытовых задач, но и для обучения пилотов истребительной авиации. На нем, конечно, нельзя „бочки“ крутить, но учиться основным летным навыкам можно запросто».

Теперь можно сказать, что замысел становится реальностью с участием международных партнеров.

«Обновлённый Ил-103 будет представлять собой модернизированную версию ранее эксплуатировавшегося четырехместного одномоторного поршневого пассажирского самолета, — говорится в сообщении на сайте ОАК. — Он сочетает в себе высокие аэродинамические характеристики, комфортную просторную кабину, надежный двигатель и современную авионику. Эксплуатация самолета возможна в любых климатических условиях, в том числе на коротких и на грунтовых ВПП. Предусматривается возможность безангарного хранения».

В рамках реализации договора планируется провести работы по оцифровке существующей конструкторской документации и модернизации воздушного судна, необходимой для успешного выхода на рынок авиации общего назначения. По итогам наземных и летных испытаний модернизированной версии самолета Ил-103 планируется оформить главное изменение к существующим сертификатам типа.

Первый заместитель генерального директора ПАО «ОАК», управляющий директор ПАО «Ил» Сергей Ярковой подчеркнул: «Сотрудничество с венгерскими партнерами — для нас хорошая возможность расширить линейку проектов и эффективно использовать имеющийся технологический задел КБ Ильюшина. Это новый интересный формат взаимодействия с европейскими коллегами, который обеспечит развитие компетенций. Наши специалисты готовы оказать всю необходимую помощь в реализации проекта».

Не грози «Белым лебедям»

С уверенностью сегодня можно говорить о том, что слухи о смерти российского авиапрома сильно преувеличены. Несмотря на все трудности, связанные в том числе и с режимом санкций, введенным западными странами, развивается как гражданская, так и военная составляющие российского авиастроения.

В начале марта ОАК передала для предварительных испытаний первый модернизированный ракетоносец Ту-160М с новыми двигателями НК-32 серии 02. Самолет совершил перелет с Казанского авиационного завода им. С. П. Горбунова — филиала ПАО «Туполев». Ракетоносец пилотировал экипаж под руководством заслуженного летчика-испытателя Российской Федерации Анри Наскидянца, полет прошел в штатном режиме, системы и оборудование отработали без замечаний.

Модернизированные стратегические ракетоносцы, известные как «Белые лебеди», призваны обеспечить безопасность России и возможность их гражданским «собратьям», таким как Ил-103, заниматься мирным трудом.