Прогнозы по доходности
Ценные бумаги крупнейшей российской нефтяной компании продаются по 460 рублей за акцию (рост с начала года — 55%), а капитализация её достигла 4,9 трлн рублей. И эксперты убеждены, что это ещё не предел.
Аналитики компании «Атон», сравнивая положение крупнейших мировых игроков отрасли, отмечают, что котировки зарубежных компаний растут гораздо медленнее, чем у «Роснефти».
«Акции Total с начала года подорожали на 18%, ВР — на 7,2%, бумаги Shell выросли в цене на 2,4%, а ExxonMobil — вообще подешевели на 2,5%», — говорит старший аналитик «Атона» Александр Корнилов.
С учётом текущих цен на нефть и курса рубля, по его мнению, резонно ожидать, что дивидендная доходность «Роснефти» в годовом выражении может составить 7-8% и даже более.
Оценка швейцарского банка UBS аналогична: дивиденды акционеров российской НК за 2018 год должны составить 34 рубля на одну акцию, то есть ожидается дивидендная доходность на уровне 8%. При этом среднее значение у конкурентов — 6%. Ожидания «Альпари» по доходности бумаг «Роснефти» по итогам года аналогичны: 8%.
Долгосрочный оптимизм
Корнилов дополняет прогноз своей компании следующими тезисами: «Добавим сюда высокий свободный денежный поток, долгожданное сокращение долговой нагрузки, значительные налоговые льготы по зрелым месторождениям, которые делают финансовые результаты „Роснефти“ особенно чувствительными к росту цен на нефть. Не стоит забывать и про традиционный „недовзвес“ бумаг „Роснефти“ у глобальных фондов... Согласитесь, мы видим внушительный список причин сохранять долгосрочный оптимизм относительно бумаг „Роснефти“. И мы его сохраняем».
«„Роснефть“ сейчас является, наверное, одной из самых привлекательных компаний с точки зрения инвестирования. Доходность её бумаг по итогам года ожидается на уровне 8%: это уже выше, чем банковский депозит», — считает директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев.
Аналитик напоминает, что компания выплатила рекордные промежуточные дивиденды за первую половину этого года: они превысили сумму дивидендов, выплаченных за весь 2017 год. При этом её прибыль за первое полугодие оказалась выше самых смелых прогнозов: она увеличилась в 3 раза, а денежный поток — вдвое.
В какой-то степени это было обусловлено внешними факторами: высокой ценой на нефть в рублях, а также повышением добычи после смягчения условий сделки ОПЕК+. Но не только. «Роснефть» и сама, как отмечает Разуваев, способствовала рекордным показателям. «В частности, как госкомпания, что особенно приятно, она демонстрирует очень хороший контроль над издержками, а также сказывается эффект от купленных активов, в частности, от „Башнефти“. Кроме того, это достаточно эффективные инвестиции в бурение, в частности, по „Юганскнефтегазу“», — поясняет он.
Курс на капитализацию
В мае «Роснефть» объявила о планах сократить совокупную долговую нагрузку не менее чем на 500 млрд рублей, снизить капитальные затраты и запустить программу обратного выкупа своих акций (buy back) на 2 млрд долларов. И это помимо утверждённой дивидендной политики: на выплаты акционерам направлять не менее 50% чистой прибыли по стандартам МСФО.
Эксперты банка Goldman Sachs Гейдар Мамедов и Георгий Горбатов видят в шагах «Роснефти» позитивные сигналы рынку. «Опасения инвесторов относительно новых сделок M&A, прочих инвестиций и увеличения капзатрат были развеяны менеджментом. „Роснефть“ установила чёткие цели по снижению долга в текущем году», — отмечают они.
«Рынок приветствует одобрение советом директоров „Роснефти“ программы обратного выкупа акций, высокие дивиденды и сфокусированность на органическом росте, — так оценивают действия российской компании аналитики банка UBS. — Программа обратного выкупа акций умеренна по своему объёму, но, несмотря на это, является важным фактором для восстановления доверия инвесторов».
По мнению аналитика БКС Сергея Суверова, эта программа свидетельствует о том, что у компании есть финансовые ресурсы для её реализации и она верит в перспективы роста своих бумаг. Кроме того, программа обратного выкупа акций, как считает он, соответствует нынешним мировым трендам и курсу «Роснефти» на повышение рыночной капитализации в условиях турбулентного рынка.
«Нацеленность именно на капитализацию как интегральный показатель эффективности деятельности эмитента выгодно отличает „Роснефть“ от других госкомпаний, — добавляет Суверов. — Объявленный buyback, прогрессивная дивидендная политика и успешные финансовые результаты — всё это будет способствовать реализации стратегической задачи „Роснефти“: доведения рыночной капитализации до 130 млрд долларов».
Крупнейшая НК России завершила период стратегических приобретений, делавшихся в период дешёвой нефти, и вступает в период «сбора урожая», то есть увеличения добычи на имеющихся активах и повышения капитализации, в том числе за счёт интегрирования приобретённых активов в единую систему. Таково мнение директора Института проблем глобализации Михаила Делягина.
«Компания уже длительное время показывает пример комплексного развития, основанного на долгосрочном стратегическом планировании и глубоких структурных преобразованиях, обеспечивающих значительный и длительный синергетический эффект», — отмечает он.
Кстати
Как известно, недавно у «Роснефти» появился третий крупный акционер. К российскому правительству (владеет немногим более 50% акций) и британской BP (19,75%) добавился катарский фонд Qatar Investment Authority (QIA), который увеличил свой портфель до 19%.
Профессиональное экспертное сообщество считает это позитивным фактом, открывающим перспективы взаимовыгодного сотрудничества и повышающим синергетический эффект. Сам по себе он подтверждает привлекательность российской компании для инвесторов.
Александр Корнилов из «Атона» напоминает, что QIA входит в десятку крупнейших в мире инвестиционных фондов. «Такой акционер заинтересован в росте акционерной стоимости. Соответственно, это дополнительная гарантия для миноритарных акционеров соблюдения их прав и роста капитализации в будущем», — поясняет он. С другой стороны, участие столь уважаемого фонда, по его мнению, подтверждает правильность стратегии «Роснефти» на повышение капитализации.
Сергей Суверов из БКС согласен с ним. Он считает, что сам факт сделки по увеличению пакета QIA говорит и о хорошем понимании катарцами ситуации в российской компании. Они увидели большой потенциал для взаимовыгодных проектов: от СПГ до добычи нефти с последующей переработкой.
«У QIA — 300-400 млрд долларов свободных ресурсов, которые он может инвестировать, авторитет в нефтегазовой сфере и опыт сотрудничества с крупнейшими мировыми компаниями. У фонда есть доли в Glencore, Deutsche Bank, Volkswagen, а также опыт сотрудничества с российскими компаниями», — напоминает он.
По его словам, речь теперь идёт не о возможных инвестициях портфельного инвестора, коим QIA был ранее, а о принципиально ином уровне взаимодействия. Катарцы начнут вести себя уже как стратегические инвесторы, что, конечно, приведёт к росту капитализации российской компании.
Смотрите также:
- Прогноз на рост. Акции «Роснефти» приблизились к историческому максимуму →
- Аналитики: в ближайший месяц акции «Роснефти» вырастут в цене →
- Лидер рынка. Доходность акций «Роснефти» будет расти →