Эпоха «джокеров». Эксперты об эффективных управленческих решениях

XIV форум «People Investor: Устойчивое развитие в эпоху «джокеров». © / http://www.youtube.com/

2 декабря состоялся XIV форум «People Investor: Устойчивое развитие в эпоху “джокеров”», который провела Ассоциация менеджеров. Мероприятие прошло на площадке ММПЦ «Россия сегодня». Топ-менеджеры крупных компаний и представители научного сообщества обсуждали управленческие стратегии и тактики, эффективность стандартных решений в период неопределенности и глобальных вызовов.

   
   

«Ассоциация менеджеров первая начала консолидировать социально ответственный бизнес на площадке форума “People Investor: компании, инвестирующие в людей”. И сегодня мы проводим форум в 14-й раз. Каждый форум следовал новой теме, которая отражала наиболее часто встречающиеся запросы и обозначала новые вызовы. Сегодня мы выбрали тему “Устойчивое развитие в эпоху джокеров”. В условиях, когда пандемия стала тем самым событием с низкой вероятностью реализации, то есть “джокером”, мы уделяем особое внимание краткосрочному и долгосрочному планированию с учетом “джокеров”, зарождающихся тенденций, способных значительно изменить общество, бизнес, государство и жизнь в целом», — открыл форум Дмитрий Зеленин, президент Ассоциации менеджеров. 

Влияние «джокеров» и личное общение

Большинство современных стратегий российских компаний основаны на очевидных трендах и имеют небольшой временной горизонт в 5-10 лет. В то время как большинство зарубежных организаций делают ставку на реализацию «джокеров» — событий с низкой вероятностью, но масштабными эффектами: социальными, экономическими, демографическими, финансовыми, ценностными, управленческими.

«Влияние цифровизации на бизнес, на людей, очевидно, но нелинейно», — заявил директор Центра научно-технологического прогнозирования института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Александр Чулок.

«Самый серьезный “джокер” в том, что время “сжимается”. Те события, которые, по нашему мнению, должны произойти через 30-50 лет, произойдут гораздо быстрее, может быть, уже в этом десятилетии. И это серьезный управленческий “джокер”, который диктует потребность в проактивной системе форсайта, прогнозирования и планирования, управления трендами. Когда появится “джокер”, времени копировать чей-то опыт уже не будет», — определил спикер.

Заместитель Председателя Правления Россельхозбанка Арташес Сивков отметил, что несмотря на отчетливый тренд цифровизации, личное общение с потребителем для банков остается актуальным: «Для клиента важно человеческое лицо компании, а повсеместная цифровизация лишает потребителя удовлетворения его базовых социальных потребностей. Доброта и вежливость в долгосрочной перспективе эффективнее для сохранения клиентов, чем продукты, условия которых постоянно меняются».

В отношении выстраивания стратегии в непредсказуемой ситуации Арташес Сивков отметил, что в любой непонятной ситуации необходимо следовать принципам рациональности и органичности. «Жизнь состоит не только из постоянной гонки и конкуренции. Хорошие проекты появляются не благодаря точной стратегии, а благодаря вере в свое дело и упорной работе. Важно не копировать, а идти своим путём», — подчеркнул он.

   
   

«Уникального решения, способного помочь в борьбе с “джокерами”, не существует. Но если понимать природу рисков, ими можно эффективно управлять, — заявил Виктор Жидков, Председатель Правления НРД. — Мы должны ценить людей с уникальными знаниями в области классического труда, их умения спасут компанию. При этом нужно не забывать про готовность адаптироваться к вызовам времени. Наша компания всегда смотрит за горизонт и пытается смоделировать любые возможные сценарии развития событий. Подвижность, глубокая экспертиза и разнообразие сильных мнений вокруг способны нивелировать влияние “джокеров”».

На передовой всех изменений находятся предприятия реального сектора экономики. Им приходится первыми реагировать на вызовы, искать инструменты для адаптации. С тем, что интеллектуальный, творческий, потенциал сотрудников — основная защита от рисков и главное условие, чтобы оставаться успешной компанией, согласна советник генерального директора по устойчивому развитию компании «Северсталь» Наталья Поппель.

Она также отметила, что внедрение в систему управления и развития компании передовых технологий, в том числе предупреждающих риски, — это «инвестиции не только в собственный потенциал, но и в территории присутствия. “Северсталь”, как и другие компании реального сектора, коррелируют свое устойчивое развитие с устойчивым развитием территорий присутствия. Корпоративная социальная ответственность, процессы устойчивого развития, факторы ESG — наша повседневная практика».

Практика ESG станет нормой для финансового рынка

Главный исполнительный директор ВТБ Капитал Инвестиции, старший вице-президент ВТБ Владимир Потапов считает, что сегодня человеческий фактор — важнейший фокус для развития ESG.

«Сегодня ESG-повестка стремительно набирает популярность во всем мире. Это своего рода вакцина, чтобы вывести людей из “новой реальности” цифрового мира и напомнить о важности вечных ценностей», — сказал Владимир Потапов.

Директор по взаимодействию с инвесторами ДОМ.РФ Алексей Пудовкин считает, что практика ESG станет нормой для финансового рынка. Он, в частности, сказал: «В последние годы ответственное инвестирование находится в самом сердце повестки развития глобального финансового рынка. Видя это, ДОМ.РФ внедряет в России лучшие мировые практики ESG в своих продуктах — в 2021 году сразу два выпуска ипотечных и инфраструктурных облигаций ДОМ.РФ были включены в реестр социальных облигаций Международной ассоциацией рынков капитала ICMA».

Досконально просчитывать риски — основная компетенция сферы страхования. Но, так как «джокеров» невозможно спрогнозировать, «на первый план выходят способность компании быстро реагировать на неблагоприятные вызовы, а основной актив бизнеса в условиях неопределенности — это сотрудники, которые способны в кратчайшие сроки перестроить бизнес–процессы», — уверена член Совета директоров, заместитель генерального директора по развитию бизнеса Страхового Дома ВСК Ольга Сорокина. В эпоху неопределенности компаниям приходится реагировать на изменения в ожиданиях, потребностях, поведении и клиентов, и акционеров, и сотрудников компании.

«В ходе форума мне показался интересным не конкретный тезис, а общий настрой дискуссии, то многоточие, которым мы завершили. Я как модератор старалась не найти ответы, а правильно обозначить вопросы, которые стоят перед бизнесом и обществом в меняющейся реальности. Мне особо импонирует то, что все спикеры были предельно открыты и честны, говоря не только о тех возможностях, которые несет новая реальность, но и о серьезных рисках», — подвела итог руководитель направления по оказанию услуг финансовым институтам в России и СНГ компании Deloitte Екатерина Трофимова.