Энергопрорыв. Путь в Азию проторили во Владивостоке

Миллиарды на развитие

По словам президента России, сам по себе ВЭФ стал символом глубоких изменений, которые уже происходят на Дальнем Востоке. В этом контексте российскую «Роснефть» можно назвать мощным инвестиционным источником региона: только с китайскими партнёрами компания заключила соглашения на общую сумму в 30 млрд долларов.

   
   

«В силу географической близости, огромных энергетических запасов и в целом благоприятных условий их извлечения наиболее конкурентными на рынках АТР являются поставки энергоресурсов из России», — уверен глава компании Игорь Сечин. По его словам, за последние 10 лет ежегодные поставки нефти и нефтепродуктов из России только в КНР увеличились в 20 раз, до 36 млн т, с потенциалом роста — до 50 млн т к 2020 году. И ¾ этого объёма (28 млн т) обеспечивает «Роснефть».

С нефтехимической компанией ChinChemical договорились не только о поставках (4 млн т нефти в год), но и об обмене активами. Китайские партнёры будут участвовать в разработке одного из стратегических дальневосточных проектов российской НК — Восточной нефтехимической компании.

Кроме того, «Роснефть» договорилась с Sinopec о совместном освоении Русского и Юрубчено-Тохомского нефтяных месторождений. Китайская сторона может приобрести доли в соответствующих проектах.

Ещё одна компания из Поднебесной — China Oilfield Services Limited — будет бурить две скважины на участках «Магадан-1» и «Лисянский» в акватории Охотского моря — совместном проекте «Роснефти» и Статойл".

«Мы активно работаем с китайскими партнёрами по реализации инвестиционных проектов, — сказал Игорь Сечин, выступая с докладом на сессии «Энергомост Россия — АТР», которая состоялась во время ВЭФ. — Уже вложили около 5 млрд долларов в наши совместные проекты — Сахалин-3, «Удмуртнефть» и «Восток-Энерджи».

Расширяется сотрудничество и с другими азиатскими странами. Договор о продаже 15% АО «Ванкорнефть» («дочки» «Роснефти») и соглашение об управлении предприятием подписали на форуме с индийской компанией ONGC Videsh Limited. А с японской JapanDrilling Co., Ltd заключили договор об эксплуатации её морской буровой установки для поисково-разведочных работ во вьетнамских проектах российской компании.

   
   

Всего в обозримой перспективе «Роснефть» с партнёрами планирует вложить в развитие дальневосточных проектов более 1 трлн 300 млрд руб.

«Это даст мультипликативный эффект порядка 6 трлн 600 млрд руб. и позволит создать около 100 тыс. новых рабочих мест. В смежных отраслях будет произведено продукции ещё на 6 трлн руб. в течение 20 лет. Бюджет получит дополнительные налоги в примерном объёме 4 трлн руб.», — так оценил вклад компании в развитие Дальнего Востока президент страны Владимир Путин.

«Звезда» судостроения

Подписанные там же, на форуме, соглашения о сотрудничестве компании с Хабаровским краем и Якутией, тоже помогут развитию дальневосточных территорий. А судостроительный комплекс «Звезда», который по поручению президента России «Роснефть» и «Газпромбанк» создают на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС) в г. Большой Камень, даст толчок развитию всего региона.

«Для ускорения модернизации судостроительного комплекса «Звезда» мною принято решение инвестировать из ресурсов компании «Роснефтегаз» 60 млрд руб., — сообщил на ВЭФ Владимир Путин. — Это эффективный инструмент, если учесть, что средства для модернизации этого завода, 146 млрд руб., являются также обязательствами «Роснефти» и «Газпромбанка». По его словам, этот ресурс даст возможность «глубокого переустройства завода и создания на его базе современного кластера гражданского судостроения, производства морской техники для разведки, добычи и транспорта углеводородов».

«Роснефть», выполняя свои лицензионные обязательства по размещению заказов на российских верфях, подписала во Владивостоке с ДЦСС контракты на проектирование, строительство и поставку 2 многофункциональных судов усиленного ледового класса. Они будут около 100 м в длину и смогут работать в непростых условиях Севера на шельфовых проектах компании. При этом опционом предусматривается строительство ещё 2 аналогичных судов.

«Мы дали старт практической реализации задачи, поставленной президентом России, по локализации производства морской техники на Дальнем Востоке, и рассчитываем, что этому примеру последуют и другие недропользователи, работающие на шельфовых лицензионных участках, а также судоходные компании», — сказал глава компании.

Сегодняшние успехи на дальневосточном направлении вполне закономерны — компания уже давно объявила регионы ДФО зоной своих стратегических интересов и развивает здесь крупные производственные проекты. К тому же далеко не первый год она выстраивает отношения с партнёрами по АТР и теперь имеет преимущество перед теми, кто только собирается выйти на сложный, но перспективный рынок.

Смотрите также: