Только о спортивных медалях нам обязательно сообщают, а награды за разработки не становятся информационными поводами для новостников.
«Вскрыто» не утаишь
О том, что на выставке в Ницце в 2007 г. пломба, разработанная компанией «Полиграф-Защита», признана лучшим в мире продуктом года в области полиграфии, даже среди полиграфистов знали у нас немногие. Сейчас такие пломбы кто-то уже, возможно, видел на отправлениях «Почты России». Они заменили сургуч, которым скрепляли послания не менее 5 веков.
Пломба – это наклейка, на первый взгляд обычная, бумажная. Но на самом деле она содержит несколько слоёв, между которыми имеются вакуумные полости. При вскрытии полости теряют герметичность, а у закреплённых на наклейке нитей ослабляется натяжение и расходятся концы. Соединить их так, чтобы воссоздать первоначальный вид, невозможно. Есть и многоуровневые насечки – они наносятся для того, чтобы при попытке отделить пломбу от носителя она разрушилась. И плюс ко всему VOID-плёнка, на которой при разрушении внутреннего клеевого слоя проявляется слово «вскрыто».
Когда получите бандероль, посмотрите на эту маленькую наклеечку и подумайте о том, сколько суперсовременных технологий она в себя вместила.
«У нас получилось»
У предприятия есть не только российские лицензии и сертификаты, необходимые для защищённой полиграфии, но и международный сертификат Intergraph (единственный в России). Каждый год оно подтверждает соответствие ему: приезжает международный аудит и оценивает профессиональный уровень сотрудников, степени защищённости продукции и меры, исключающие возможность изготовления контрафакта.
Скоро должны получить расширенную лицензию Intergraph, дающую возможность поставлять защищённую типографскую продукцию на международный рынок – вплоть до банкнот. Но деньги здесь печатать не будут: по российскому законодательству нельзя даже приобрести оборудование для этого. А все остальные виды продукции могут. Таких лицензий в мире всего 7.
Один из цехов готовят к тому, чтобы он соответствовал особым требованиям Visa. В нём стоит гибридная машина, позволяющая наносить краску на пластик как по классической технологии офсетной печати с увлажнением, так и по технологии сухого офсета. Её изготовила японская Komori – ведущий мировой производитель банкнотных машин. «Полиграф-Защита» стала первым покупателем. Глава компании лично приезжал на предприятие – остался весьма доволен его уровнем.
В этот цех пока ещё входят через обычную дверь. Но уже установлена другая, похожая на кабинку в зоне досмотра аэропортов, где тебя объезжают прозрачные округлые стенки. Здесь будет ещё серьёзнее: должен фиксироваться вес каждого при входе и при выходе. С «Визой», говорят, сложнее, чем с другими платёжными системами, но нужно соответствовать.
В издательский бизнес Чугунов и сподвижники пришли в конце 1980-х, когда в читающей стране вспыхнул интерес к не доступной доселе литературе. Первыми издали Сидни Шелдона. «Мне всегда нравились книги, именно живые книги, а не цифровые, как сейчас, – рассказывает он. – Вначале это было хобби, потом переросло в профессиональную деятельность».
Но время менялось стремительно, тиражи книг падали. Многие тогда убегали в торговлю или другие высокоприбыльные виды бизнеса. Но эти издатели были нацелены на производство, а потому приняли другое решение: стать полиграфистами. Непросто было обзавестись оборудованием, но они смогли создать свою типографию. Новые железнодорожные билеты, первые машиночитаемые бланки для налоговых деклараций, которые разрабатывали совместно с компанией ABI, а затем и введённые акцизы на алкогольную продукцию… Эти заказы убедили: нужно ориентироваться на защищённую печать.
«У нас получилось», – просто, без пафоса говорит Чугунов.
Московская типография «Полиграф-Защита» расположена в здании, которое в советские времена строилось именно под типографию. А тогда тиражи были огромными, машины большими, компьютеры ещё не взяли на себя часть процессов. Соответственно и здания впечатляли размерами. Но и сегодня, когда многие предприятия избавляются от лишних площадей или сдают их в аренду, здесь все 17 тыс. кв. м используются исключительно под производство. И даже их оказалось мало – купили соседнее здание, собираются его надстраивать.
Во время «экскурсии» по предприятию ловила себя на мысли, что в душу стучится ощущение дежавю. Но войти не может: глаза видят слишком отличающиеся от предшественниц ушедшей поры машины и не пускают.
В одном цеху печатают банковские конверты со спрятанными в них паролями – их мы получаем вместе с картами. В другом – транспортные требования для железной дороги. В третьем – лотерейные билеты. Поскольку технологии печати и защиты применяются самые разнообразные, то и оборудования требуется много.
Вот машина, где идёт печать железнодорожных билетов. Её разрабатывали в Швейцарии специально для этого предприятия – когда электронные билеты ещё не вошли в нашу жизнь и тиражи бумажных были огромными. Скорость печати у неё 130 м/мин – в 2 раза выше обычной. Есть здесь и 16-красочные машины, и даже 17-красочные. Качество печати на них можно описать только восторженными междометиями.
Правда, всё это оборудование импортное. По нынешним временам, когда принято с упорством измерять степень локализации, кто-то может зачесть это в минус. Но кто виноват, что машины для полиграфии в России больше не выпускают? Был завод в Рыбинске, но нет его теперь. А суперсовременное полиграфическое предприятие есть.
Предложить что-то новое
Помимо защищённой печати эта типография занимается ещё и изготовлением этикеток и упаковок для совершенно разной продукции – от напитков до косметики. И тут тоже использует самые разнообразные технологии, вплоть до появившихся недавно слим-этикеток: плёнка повторяет форму бутылки, а нанесённые на неё орнаменты могут имитировать декор стекла. Это значительно снижает долю упаковки в цене товара.
«Мы всегда старались предложить рынку что-то новое, выйти с новым технологичным продуктом. Это и дало возможность достичь того, чего мы достигли», – говорит зам генерального директора Леонид Бальзамов.
А Чугунов в это время показывает новинку. Это основа для пропусков, удостоверений или водительских прав. Ни листе бумаги 2 шаблона – лицевой и оборотной стороны документа, ниже надрезаны 2 аналогичных по размеру окошечка. Данные человека можно напечатать в шаблон на принтере. Но основа непростая. Гендиректор поворачивает лист другой стороной – становится заметна RFID-метка, которая может содержать много дополнительной информации.
Затем он снимает по надрезам верхний слой с окошечек, сгибает лист пополам, через несколько минут разгибает – заполненные шаблоны заламинированы. Оба их тоже отрывает от нижнего слоя и сгибает. Они склеиваются – документ готов.
«Что для вас бизнес?» – спрашиваю у Чугунова. «Это моя жизнь. Я здесь прожил больше времени, чем где-либо. Это жизнь и стимул к жизни одновременно».
Кстати
Среди заказчиков компании банки, РЖД, Федеральная таможенная и Федеральная налоговая службы, ПФР, Федеральный центр тестирования. То есть бланки ЕГЭ, над которыми тряслись выпускники нынешнего года (равно как и предыдущих), отпечатаны тоже здесь. Филиал в Санкт-Петербурге – совместное предприятие с компанией из Германии. Вместе с появлением этого партнёра пришли заказы из Европы. Сейчас выходят на рынок Центральной Африки.