Диплом за пломбу. «АиФ» побывал там, где выпускают бланки ЕГЭ

Задачи современным машинам дают через компьютер. © / АиФ

Только о спортивных медалях нам обязательно сообщают, а награды за разработки не становятся информационными поводами для новостников.

   
   

«Вскрыто» не утаишь

О том, что на выставке в Ницце в 2007 г. пломба, разработанная компанией «Полиграф-­Защита», признана лучшим в мире продуктом года в области полиграфии, даже среди полиграфистов знали у нас немногие. Сейчас такие пломбы кто-то уже, возможно, видел на отправлениях «Почты России». Они заменили сургуч, которым скрепляли послания не менее 5 веков.

Пломба – это наклейка, на первый взгляд обычная, бумажная. Но на самом деле она содержит несколько слоёв, между которыми имеются вакуумные полости. При вскрытии полости теряют герметичность, а у закреплённых на наклейке нитей ослабляется натяжение и расходятся концы. Соединить их так, чтобы воссоздать первоначальный вид, невозможно. Есть и многоуровневые насечки – они наносятся для того, чтобы при попытке отделить пломбу от носителя она разрушилась. И плюс ко всему VOID-плёнка, на которой при разрушении внутреннего клеевого слоя проявляется слово «вскрыто».

Когда получите бандероль, посмотрите на эту маленькую наклеечку и подумайте о том, сколько суперсовременных технологий она в себя вместила.

Генеральный директор предприятия Анатолий Чугунов говорит, что это достижение всего коллектива, который формировался буквально по зёрнышку. Отбирались профессионалы, направлялись на дополнительное обучение за границей. Сам руководитель здоровается за руку с рабочими, называет многих по имени, задаёт вопросы по поводу технологических операций.
Фото: АиФ

«У нас получилось»

У предприятия есть не только российские лицензии и сертификаты, необходимые для защищённой полиграфии, но и международный сертификат Intergraph (единственный в России). Каждый год оно подтверждает соответствие ему: приезжает международный аудит и оценивает профессиональный уровень сотрудников, степени защищённости продукции и меры, исключающие возможность изготовления контрафакта.

Скоро должны получить расширенную лицензию Intergraph, дающую возможность поставлять защищённую типографскую продукцию на международный рынок – вплоть до банкнот. Но деньги здесь печатать не будут: по российскому законодательству нель­зя даже приобрести оборудование для этого. А все остальные виды продукции могут. Таких лицензий в мире всего 7.

   
   

Один из цехов готовят к тому, чтобы он соответствовал особым требованиям Visa. В нём стоит гибридная машина, позволяющая наносить краску на пластик как по классической технологии офсетной печати с увлажнением, так и по технологии сухого офсета. Её изготовила японская Komori – ведущий мировой производитель банкнотных машин. «Полиграф-Защита» стала первым покупателем. Глава компании лично приезжал на предприятие – остался весьма доволен его уровнем.

В этот цех пока ещё входят через обычную дверь. Но уже установлена другая, похожая на кабинку в зоне досмотра аэропортов, где тебя объезжают прозрачные округлые стенки. Здесь будет ещё серьёзнее: должен фиксироваться вес каждого при входе и при выходе. С «Визой», говорят, сложнее, чем с другими платёжными системами, но нужно соответствовать.

В издательский бизнес Ч­угунов и сподвижники пришли в конце 1980-х, когда в читающей стране вспыхнул интерес к не доступной доселе литературе. Первыми издали Сидни Шелдона. «Мне всегда нравились книги, именно живые книги, а не цифровые, как сейчас, – рассказывает он. – Вначале это было хобби, потом переросло в профессиональную деятельность».

Но время менялось стремительно, тиражи книг падали. Многие тогда убегали в торговлю или другие высокоприбыльные виды бизнеса. Но эти издатели были нацелены на производ­ство, а потому приняли другое решение: стать полиграфистами. Непросто было обзавестись оборудованием, но они смогли создать свою типографию. Новые железнодорожные билеты, первые машиночитаемые бланки для налоговых деклараций, которые разрабатывали совмест­но с компанией ABI, а затем и введённые акцизы на алкогольную продукцию… Эти заказы убедили: нужно ориентироваться на защищённую печать.

Документы с RFID-метками – уже реальность. Фото: АиФ

«У нас получилось», – просто, без пафоса говорит Чугунов.

Московская типография «Полиграф-Защита» расположена в здании, которое в советские времена строилось именно под типографию. А тогда тиражи были огромными, машины большими, компьютеры ещё не взяли на себя часть процессов. Соответственно и здания впечатляли размерами. Но и сегодня, когда многие предприятия избавляются от лишних площадей или сдают их в аренду, здесь все 17 тыс. кв. м используются исключительно под производ­ство. И даже их оказалось мало – к­упили соседнее здание, собираются его надстраивать.

Во время «экскурсии» по предприятию ловила себя на мысли, что в душу стучится ощущение дежавю. Но войти не может: глаза видят слишком отличающиеся от предшественниц ушедшей поры машины и не пускают.

В одном цеху печатают банковские конверты со спрятанными в них паролями – их мы получаем вместе с картами. В другом – транспортные требования для железной дороги. В третьем – лотерейные билеты. Поскольку технологии печати и защиты применяются самые разнообразные, то и оборудования требуется много.

Вот машина, где идёт печать железнодорожных билетов. Её разрабатывали в Швейцарии специально для этого предприятия – когда электронные билеты ещё не вошли в нашу жизнь и тиражи бумажных были огромными. Скорость печати у неё 130 м/мин – в 2 раза выше обычной. Есть здесь и 16-красочные машины, и даже 17-красочные. Качество печати на них можно описать только восторженными междометиями.

Правда, всё это оборудование импортное. По нынешним временам, когда принято с упорст­вом измерять степень локализации, кто-то может зачесть это в минус. Но кто виноват, что машины для полиграфии в России больше не выпускают? Был завод в Рыбинске, но нет его теперь. А суперсовременное полиграфическое предприятие есть.

Фото: АиФ

Предложить что-то новое

Помимо защищённой печати эта типография занимается ещё и изготовлением этикеток и упаковок для совершенно разной продукции – от напитков до косметики. И тут тоже использует самые разнообразные технологии, вплоть до появившихся недавно слим-этикеток: плёнка повторяет форму бутылки, а нанесённые на неё орнаменты могут имитировать декор стекла. Это значительно снижает долю упаковки в цене товара.

«Мы всегда старались предложить рынку что-то новое, выйти с новым технологичным продуктом. Это и дало возможность достичь того, чего мы достигли», – говорит зам генерального директора Леонид Бальзамов.

А Чугунов в это время показывает новинку. Это основа для пропусков, удостоверений или водительских прав. Ни листе бумаги 2 шаблона – лицевой и оборотной стороны документа, ниже надрезаны 2 аналогичных по размеру окошечка. Данные человека можно напечатать в шаблон на принтере. Но основа непростая. Гендиректор поворачивает лист другой стороной – становится заметна RFID-метка, которая может содержать много дополнительной информации.

Затем он снимает по надрезам верхний слой с окошечек, сгибает лист пополам, через несколько минут разгибает – заполненные шаблоны з­аламинированы. Оба их тоже отрывает от нижнего слоя и сгибает. Они склеиваются – документ готов.

«Что для вас бизнес?» – спрашиваю у Чугунова. «Это моя жизнь. Я здесь прожил больше времени, чем где-либо. Это жизнь и стимул к жизни одновременно».

Кстати

Среди заказчиков компании банки, РЖД, Федеральная таможенная и Федеральная налоговая службы, ПФР, Федеральный центр тестирования. То есть бланки ЕГЭ, над которыми тряслись выпускники н­ынешнего года (равно как и предыдущих), отпечатаны тоже здесь. Филиал в Санкт-Петербурге – совмест­ное предприятие с компанией из Германии. Вместе с появлением этого партнёра пришли заказы из Европы. Сейчас выходят на рынок Центральной Африки.