Дальневосточный СПГ: акционеры решили строить

Сергей Гунеев / РИА Новости

Новость, прилетевшая с ВЭФ

«В этом году акционеры решили строить собственный завод СПГ мощностью 6,2 млн тонн в Де-Кастри. Благодаря географической близости двух стран его продукция будет востребована и в Японии», — сказал Сечин на круглом столе с участием представителей японского бизнеса, состоявшемся в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ).

   
   

Речь идёт о проекте «Сахалин-1», где добыча достигла уже 114 млн тонн нефти и 26 млрд кубометров газа. В нём, как известно, участвуют «Роснефть» с долей 20%, ExxonMobil (США) с долей 30%, SODECO (Япония) с долей 30% и ONGC (Индия) с долей 20%. 

Нынешнее заявление главы «Роснефти» вызвало живой интерес экспертов. Они отмечают, что Дальневосточный СПГ ориентирован на рынки Азиатского-Тихоокеанского региона, куда нацеливается и «Газпром», планируя занять там существенную долю после того, как вскоре будет запущен газопровод в Китай «Сила Сибири». Кроме того, в рамках проекта «Сахалин-2» завод СПГ уже работает. Однако эксперты уверены, что эти объекты для анонсированного Игорем Сечиным завода не конкуренты. 

Конкуренты и преимущества

«Вопрос о возможной конкуренции с поставками трубопроводного газа в Китай в принципе неактуален. Газовый рынок КНР является наиболее динамично растущим в мире. По прогнозам, к 2030 году он вырастет почти в 2 раза: с текущих 280 до 520 млрд кубометров в год, — говорит управляющий партнёр аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева. — В этих условиях есть возможность по размещению на рынке КНР значительных дополнительных объемов российского газа как в виде трубопроводных поставок, так и в виде СПГ». 

«Действующие мощности по производству сжиженного природного газа не помешают развитию проекта Дальневосточного СПГ, ведь производимые объёмы уже поглощаются рынком, а проект „Роснефти“ нацелен на будущий спрос», — считает старший аналитик «БКС-Премьер» Сергей Суверов

Более того, ёмкость и прогнозы спроса на газ даже ближайших целевых рынков сбыта позволяют, по мнению Косаревой, прогнозировать, что сжиженный газ нового завода будет востребован. 

   
   

Главными конкурентами будущего предприятия Суверову представляются проекты, «которые сегодня также готовятся к принятию инвестиционного решения». Это прежде всего СПГ-проекты в США, Африке и на Ближнем Востоке. Однако у Дальневосточного СПГ есть целый ряд существенных преимуществ. 

«Проект оптимально позиционирован с точки зрения размещения продукции: его целевые рынки — это традиционные импортёры СПГ в Северо-Восточной Азии: Япония, Корея и Китай. А также, возможно, и несколько более удалённые растущие рынки: Индия, Таиланд и Сингапур. И здесь Дальневосточный СПГ имеет преимущества за счёт короткого транспортного плеча в 1-3 дня доставки», — поясняет Суверов.

По мнению Косаревой, ещё одно весомое преимущество — синергия с существующей инфраструктурой «Сахалин-1», включая береговой комплекс подготовки газа «Чайво» на Сахалине и нефтеналивной терминал в Де-Кастри (Хабаровский край). 

«Наличие развитой инфраструктуры повышает конкурентоспособность относительно строящихся „с нуля“, так называемых greenfield СПГ-проектов, — отмечает она. — Например, таких, как проекты в Мозамбике, Канаде, Австралии и другие».

Кроме того, по мнению экспертов, Дальневосточный СПГ надёжен и с точки зрения доказанной ресурсной базы, и с учётом опыта его акционеров в реализации крупных инфраструктурных проектов. 

Смотрите также: