Что за новый «налог на Google» хотят ввести в России?

Категория:  Доступная экономика
Ответ редакции

В конце февраля на совещании представителей IT-индустрии с вице-премьером Дмитрием Чернышенко обсуждался вопрос введения в России нового «налога на Google». На встрече присутствовали представители Альфа-банка, РЖД, Mail.ru Group, «Яндекса», «1С», венчурного фонд Almaz Capital Partners и других отраслевых ассоциаций. 

   
   

Как сообщают «Ведомости» со ссылкой на участников совещания, новый налог под кодовым названием «Цифровой налог» хотят взимать с компаний, которые используют данные россиян для рекламы. Дополнительную плату будут брать с компаний, которые формируют рекламную политику на территории РФ, например при анализе поведения пользователя в Сети для запуска контекстной рекламы. Один из участников совещания в беседе с изданием добавил, что также обсуждалась возможность перераспределения средств уже взимаемого НДС на оказание иностранными компаниями электронных услуг, известного как «налог на Google». По аналогии с ним «Ведомости» дали название и новому налогу.

Решение по введению нового налога могут принять до середины 2021 года. 

Почему возникла идея взимать цифровой налог? 

Вопрос введения нового налога назрел по причине того, что льготы и меры поддержки для российских IT-компаний больше невозможно расширять за счет бюджетных средств. В настоящее время отрасль высоких технологий пользуется значительными налоговыми льготами, которые чреваты выпадающими доходами бюджета.

Планируется, что собранные средства будут направлять на поддержку российской IT-отрасли. 

Какой «налог на Google» уже действует в России? 

С 1 января 2017 года в России стали взимать так называемый «налог на Google». Налог представляет собой специальный порядок уплаты НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме через интернет. Его платят компании, которые продают в РФ игры, базы данных и программное обеспечение дистанционным способом. Таким образом, все электронные услуги, оказываемые иностранными организациями российским покупателям, облагаются НДС в размере 18%. Иностранные компании должны самостоятельно платить НДС не позднее 25 числа того месяца, который следует за истекшим налоговым периодом. 

Закон № 244-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», который ввел с 1 января 2017 года обязанность уплаты НДС иностранными компаниями, получил неофициальное название закон «О налоге на Google». А специальный порядок уплаты НДС с электронных услуг, которые оказывают иностранные компании российским покупателям через интернет, в СМИ и интернет-сообществе стали называть «налогом на Google». 

   
   

После вступления закона в силу многие иностранные компании, в том числе Google, Microsoft и Facebook, повысили цены на свои услуги и программное обеспечение. Компания Apple возложила бремя по уплате налога на разработчиков приложений для своего магазина iTunes Store, что позволило не увеличивать цены для конечных потребителей.

Сейчас НДС на электронные услуги приносит в бюджет порядка 50 млрд руб. в год. Однако, по словам экспертов, это меньше, чем потенциальные потери компаний, не имеющих в настоящий момент права на льготную налоговую ставку.