Что после всплеска? Торговые центры пережили временный приток покупателей

В конце февраля-начале марта посещаемость торговых центров значительно выросла. Покупатели отправились туда после объявлений иностранных брендов о приостановке работы в России. Что будет дальше?

   
   

Рост, но не восстановление

Торговые центры опустели ещё в 2020 г. после введения ковидных ограничений. Мало того, что люди стали меньше приобретать в принципе, так ещё и значительная часть покупателей сначала вынужденно переключилась на интернет-магазины, а потом вошла во вкус онлайн торговли.

Введение QR-кодов вызвало новое падение интереса к ТРЦ. Так, по данным международной консалтинговой компании JLL и российского маркетплейса товаров для дома Hoff, там, где они были введены, трафик снизился в среднем на 20-50%. В Москве же, где QR-коды в торговых центрах не проверяли, падение было в 2 раза меньше — 10-20%.

Начало 2022 года дало в этом смысле оптимистичные новости. Как сообщила компания Focus, 1–9 января показатель Mall Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) в Москве превысил значения за аналогичный период прошлого года на 8,3%, в Санкт-Петербурге — на 7,5%.

В целом по январю Mall Index прибавил в Москве 5,1%, а в Санкт-Петербурге — 4,1%, по сравнению с январём 2021-го. Однако, как отмечали аналитики компании Focus, это всё равно значительно ниже, чем в 2019 и 2020 гг.: в Москве – на 21% ниже, в Санкт-Петербурге — на 26% и 21% соответственно. То есть относительно допандемийного уровня активность посетителей ТРЦ была по-прежнему невысокой.

Наверное, мы бы и далее наблюдали небольшой рост, если бы не чрезвычайные события. В конце февраля целый ряд иностранных брендов объявил о приостановке работы на российском рынке.

Покупатели пришли и ушли

Многие аналитики рынка зафиксировали резкий рост посещений торговых центров после этого. Да и не только они. Сообщения об очередях в магазины «Икея» или в рестораны «МакДональдс» с фотографиями заполонили ленты новостей. Приток покупателей наблюдался также в магазины уходящих от нас брендов одежды.

   
   

Оператор мобильной связи Tele2, проанализировав посещения и активность использования услуг связи, подтвердил всплеск посещений ТРЦ. По его данным, жители городов с 26 февраля по 9 марта на 68% активнее пользовались мобильным интернетом в торговых центрах, чем в аналогичный период год назад. Причём приток посетителей в мегамоллах зафиксирован также в будние дни.

Москвичи во время шопинга зависали в телефонах, используя также традиционные услуги связи — они проговорили на 127% больше часов, чем годом ранее. В среднем торговые центры Москвы в эти дни посетило на 55% больше людей, чем год назад.

Тем не менее ажиотажный спрос поутих даже относительно продуктов и лекарств, а они в отличие от брендовой одежды — предметы первой необходимости. И по итогам 11-й недели года (14–20 марта) показатель Mall Index стал в Москве на 2,5% ниже, чем в прошлом году в это время, а в Санкт-Петербурге — на 13,8%. Отставание от 2019-го составило 22,3% и 24,5% соответственно.

Аналитики Focus не исключают, что спад связан с закрытием магазинов. К примеру, в Москве количество посетителей ТРЦ из категории fashion retail (в ней закрытий более всего) снизилось на 34%, а вот магазины электроники потеряли лишь 10% посетителей.

Чего ждать?

«Ожидаем падение на текущей неделе и в апреле», — говорит Илья Ярошенко, президент компании Baon, одежда которой продаётся в России, Белоруссии и Казахстане, а производится на 20% в России и на 75% — в странах Юго-Восточной Азии.

И это связано не с отсутствием интереса к бренду. «Покупатели потратили существенные суммы на закупку товаров уходящих брендов, сахара, лекарств, средств гигиены», — поясняет Ярошенко.

Минпромторг также утверждает, что ажиотажного спроса на рынке одежды и обуви нет. Значит, и покупателей в магазинах заметно поубавилось. Да и в сегменте бытовой техники и электроники становится спокойно — отчасти от того, что спрос удовлетворён, отчасти потому, что цены на технику и электронику резко подскочили. Аналитики First Data зафиксировали падение спроса на ноутбуки на уровне 71%, посудомоечные машины — 51%, варочные панели, духовые шкафы и стиральные машины — свыше 40%.

Управляющий партнёр компании «Ванчугов и партнёры» Алексей Ванчугов считает, что нынешняя ситуация законсервируется на 2-4 месяца. Затем управляющие ТРЦ начнут переговоры с международными ритейлерами об открытии магазинов или освобождении площадей.

С российскими, азиатскими и турецкими брендами, которые потенциально могут заместить ушедшие бренды, они, по разным источникам, уже ведут переговоры. Но поскольку открытие нового магазина — дело небыстрое, ожидать притока покупателей в ближайшие месяцы не стоит.

Кстати

По данным Tele2, наиболее «разговорчивые» посетители оказались в торговых центрах «Европолис», «Европейский», «Мега. Теплый стан» и «Афимолл». А наибольший прирост в потреблении 4G-интернета показали покупатели «Европолиса» (там увеличение в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом), «Европейского» (в 2 раза), «Афимолла» и «Кунцево Плазы».