Быть ли предпринимательству в России? Что сегодня делают для его поддержки

Участники пленарной сессии «Молодежное предпринимательство: хайп или будущее российской экономики» в рамках Петербургского международного экономического форума - 2021. © / Алексей Майшев. / РИА Новости

На завершившемся Петербургском международном экономическом форуме президент России Владимир Путин подчеркнул значимость поддержки малого и среднего бизнеса, сказав, что он «служит опорой экономики, во многом формирует современную, конкурентную деловую среду. Именно конкуренция является главным драйвером развития и, что важно, рыночным фактором сдерживания роста цен». 

   
   

За 2020 г. сотни тысяч предприятий прекратили свою работу, причем не только в России, но и в мире. И здесь даже не вопрос пандемии, хотя она, безусловно, сыграла свою роль. В целом, по оценкам экспертов, индекс провала бизнеса через 3 года с момента его открытия в мире составляет 20-22%, в России в 2 раза больше — 40%. Половина предпринимателей, которые закрыли свой бизнес, главной причиной закрытия назвали отсутствие необходимых компетенций для ведения своего бизнеса. При этом, 60% студентов российских вузов хотели бы, чтобы в их программах обучения (по разным специализациям) был хотя бы 1 курс по предпринимательству и 70% студентов готовы посвящать обучению предпринимательству 30% своего времени! 79% предпринимателей выступают за разработку официальных программ обучения предпринимательству. В России отсутствует такая профессиональная специальность как предпринимательство, в Классификаторе профессий и должностей такой профессии нет. 

Хотя научиться вести бизнес все же можно как в рамках академических программ, так и в рамках различных бизнес-тренингов. Опытные предприниматели и научные круги говорят о том, что необходимо на государственном уровне утвердить официально профессию «предприниматель» и разработать соответствующие стандарты для дальнейшей разработки образовательных программ и запуску повсеместного обучения предпринимательству желающих. Пока же данной профессии не существует как трудовой деятельности, то нет и профессиональных компетенций, соответственно, нет и образовательных программ, которые могли бы сформировать такие компетенции, а это, в свою очередь, негативно влияет на экономику страны в целом и ее конкурентоспособность в мире. 

Исторические корни предпринимательства в России 

В истории России можно увидеть, что предприниматели (в разное время они назывались по-разному: купцы, коммерсанты, фабриканты, капиталисты) внесли серьезный вклад в развитие экономики и науки. Благодаря им открывались новые земли, строились производства, осуществлялась торговая деятельность. А, например, Петр I был первым акционером в России и поддерживал развитие акционерных обществ: 27 октября 1699 г. он издал исторический Указ «О составлении купцам, как и в других государствах, торговых компаний…». 

Все изменилось в советское время. Новая экономическая политика, которая давала шанс на выживание предпринимательского класса в форме товариществ, акционерных обществ и других форм, потерпела крах на фоне начавшегося раскулачивания и коллективизации. После Второй мировой войны ситуация не изменилась в лучшую сторону. Более того, в 1960 г. был принят Уголовный Кодекс РСФСР, в котором появились ряд статей, которые наказывают граждан за хозяйственную деятельность.

И только во время перестройки ситуация начала стремительно развиваться. Появились первые граждане, занимавшиеся ИТД. В 1988 г. их было уже 429 тысяч, а в 1989 г. — 723 тысячи человек (рост составил 69%). 

Новые вызовы времени ведут к развитию предпринимательства  

На стратегической сессии «Профессиональное единство в образовательной деятельности», которая прошла на базе Санкт-Петербургского экономического университета в преддверии Петербургского международного экономического форума как раз поднимались вопросы развития образовательных стандартов в сфере предпринимательства. В рамках дискуссионной площадки «Предприниматель нового времени» представители ведущих российских вузов, Национального совета по профессиональным квалификациям на базе РСПП и предпринимательских объединений России обсуждали стратегические вопросы развития предпринимательства в России, среди которых ключевым вопросом стала тема профессиональной подготовки предпринимателей.

   
   

Было отмечено, что сегодня в обществе существуют как позитивные, так и негативные тенденции, связанные с развитием предпринимательства в России. 

Среди негативных называют отсутствие понимания роли и задач предпринимательства в экономике, отсутствие нормативной базы, наличие избыточной эмоциональности в восприятии предпринимательства у населения и другие.  

Про позитивные тенденции также стоит помнить. Так, например, высшие органы власти поддерживают предпринимательство, отмечается долговременная стабильность в поддержке инициатив предпринимателей и стартапов, антимонопольная правоприменительная практика. 

Безусловно, все больше и больше представителей органов власти и научных кругов осознают новые вызовы времени. Необходимо увеличивать темпы развития российской экономики, в том числе с выходом в мировое конкурентное пространство. Необходимо формировать стабильно растущую предпринимательскую прослойку в обществе (тот самый средний класс, который должен обеспечивать устойчивость экономики). Необходимо снижать уровень безработицы, в том числе среди молодежи и старших возрастных групп. И — одно из главных — необходимо снимать антипредпринимательские анахронизмы в системе образования и менять восприятие граждан к предпринимателям как к позитивной части нашего общества. 

 

Федеральная инновационная площадка в сфере предпринимательства  

В России с 2013 года формируется инновационная инфраструктура в сфере образования в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Сегодня инновационную инфраструктуру составляют федеральные и региональные инновационные площадки.

Согласно приказу Минобрнауки России от 25.12.2020 г. № 1580, утвержден перечень организаций, отнесенных к федеральным инновационным площадкам, составляющим инновационную инфраструктуру в сфере высшего образования. В этом перечне находится единственный из 127 образовательных организаций высшего образования, который стал площадкой именно по развитию предпринимательства — негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия». Программа распланирована на 3 года (с 2021 по 2024 гг.). За это время планируется разработать и апробировать программы высшего и дополнительного образования по предпринимательству, внедрить эти программы в российских вузах в соответствии со спецификой каждого вуза, а также подготовить вузовские программы обучения предпринимательству для международной аккредитации. 

С 2014 года научные руководители университета являются постоянными ключевыми докладчиками основной конференции предпринимателей, проходящей в США, — Competition Competences in Entrepreneurship Education.  

В 2019 году университет впервые получил государственный грант на популяризацию обучения предпринимательству в России. В рамках этого гранта было разработано 9 целевых образовательных программ для разных категорий граждан, в том числе школьников, молодежи, пенсионеров и др. Также было разработано 9 программ по подготовке тренеров, которые смогут обучать по этим программам жителей разных городов. Университет стал разработчиком Классификатора для Министерства экономики РФ для выявления программ обучения предпринимательству в регионах.  

Предприниматель нового времени  

В результате полномасштабной работы было предложено определение термину «предпринимательство», а также список необходимых компетенций, которые должны быть наработаны в рамках обучения данной профессии. Их и представил в своем докладе в рамках дискуссионной площадки «Предприниматель нового времени» перед началом ПМЭФ Юрий Борисович Рубин, Заслуженный работник высшей школы РФ, Лауреат премии Правительства РФ в области образования, Член-корреспондент РАО, доктор экономических наук, профессор, президент университета «Синергия», автор единственных академических учебников по предпринимательству в России.  

Было предложено следующее определение предпринимательства: «Предпринимательство — комплексное решение задач создания и прекращения собственного бизнеса, текущего ведения и развития составляющих его бизнес-проектов по ресурсному, процессному, коммуникационному обеспечению производства и продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг». 

Соответственно, компетенции предпринимателя предлагается разделить на несколько групп по их функциональности.  

Первая группа компетенций: компетенции, необходимые в процессе создания бизнеса. Выдвижение и утверждение бизнес-идей; формулирование целей и задач нового бизнеса; разработка бизнес-моделей и бизнес-планов нового бизнеса и многие другие. 

Вторая группа компетенций — те, что необходимы на этапе текущего ведения бизнеса: обеспечение деятельности фирмы на стратегическом уровне; ресурсное обеспечение функционирования и развития бизнеса; обеспечение функционального применения и воспроизведения необходимой совокупности рабочих мест и другие. 

Третья группа — компетенции, необходимые для развития бизнеса. Четвертая группа компетенций нужна во время прекращения участия в предпринимательской деятельности: прямая продажа бизнеса; продажа бизнеса посредством публичного размещения акций; безвозмездная передача бизнеса новым владельцам; ликвидация бизнес-единицы; участие в процедуре банкротства бизнес-единицы. 

В соответствии с данными компетенциями разработаны программы бакалавриата и магистратуры для высшей школы, которые могут в дальнейшем распространяться в российских вузах, решая государственную задачу укрепления российской экономики и создания конкурентоспособных российских компаний. 

Подводя итоги работы, направленной на развитие предпринимательства в нашей стране через обучение предпринимательству разных категорий граждан, а также через изменение в целом мнения о предпринимателях на позитивное, можно отметить, что предпринимательству в России быть. И совсем скоро первые выпускники бакалавриата и магистратуры прочтут в своих дипломах специальность «Предпринимательство» вместо «Менеджмента». Официально появится новая профессия, которая станет такой же уважаемой, как и другие профессии. И Россия продолжит свой мощный экономический рост, опираясь на малый и средний бизнес.