Бородинская наша сила. Угольный разрез им. Щадова отметил 70-летие

Металлические «динозавры» надёжно обеспечивают нужды отечественной энергетики. © / suek.ru

По добыче открытым способом этот регион – лидер. А его Бородинский угольный разрез им. Щадова – самый большой не только в Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК), но и во всей России.

   
   

Люди и техника

Шахтёры разреза хором признаются, что любовь к работе для них – главное. «А иначе я бы здесь 44 года не работал, – добавляет ветеран шахтёрского труда, представитель самой большой династии разреза Александр Герменчук. – Будет удовлетворение – будет всё слаженно, по-другому не пойдёт работа».

Однако для этих шахтёров, добывающих уголь открытым способом, работа не пойдёт ещё и без техники, мощь которой осознаёшь, даже просто приближаясь к ней.

«Ну что, поработаем?» – так по-дружески говорит своей громадине старший машинист роторного экскаватора Игорь Иванов каждый раз перед 12-часовой сменой. Колёса у этой машины 8 м в диаметре. А сама она, весом 1800 т и высотой 31 м, чем-то напоминает металлического динозавра, зверски вгрызающегося в породу. Но для Иванова за 34 года работы такие размеры – дело привычное.«Мы машину любим, – говорит он. – Она нас кормит, поит, одевает. И относимся к ней с большим уважением». «Техника здесь работает ещё с советских времён, – разъясняет заместитель гендиректора, директор по производственным операциям СУЭК Владимир Артемьев. – И в этом большое превосходство разреза. Созданные в СССР роторные комплексы не просто до сих пор в строю – они сегодня вырабатывают больший объём на единицу техники, чем в 1991 г.».

Как это возможно? Дело в том, что комплексы глубоко модернизированные. Советские иженеры создали совершенную технику, а наши талантливые современники –продолжатели их дела – совершенствуют её.

Люди на разрезе всё-таки главное. Фото: suek.ru

Облепиха рядом с добычей

В 2016 г. Бородинский разрез первым в истории отечественной угольной отрасли добыл 
1 млрд т угля. По словам Артемьева, в здешней земле сокрыто ещё 4 млрд т бурого золота – хватит и детям, и внукам. Есть опыт продажи продукции за рубеж, но на сегодняшний день почти весь добываемый здесь уголь идёт на нужды отечественной энергетики.

«Работаем ровно, – говорит управляющий разрезом Николай Лалетин. – Кривая объёмов отгрузки в последние годы растёт немного. Но речь уже идёт о 26–28 млн т в год против сегодняшних 23. Потому сейчас напрягаемся, чтобы обеспечить и добычу, и подготовку запасов».

   
   

Стабильная работа предприятия, особенно в зимний период, и есть рекорд, потому что за последние 20 лет ни разу зимой из потребителей бородинского угля никто не пожаловался на отсутствие тепла или света.

С другой стороны, при растущей добыче здесь не забывают об экологии. Карьер постепенно движется: когда выбрали уголь на одном месте, перемещаются в сторону. А рядом с открытой добычей сейчас – молоденькие сосенки, берёзки, кусты облепихи. Смотришь – где-то лисица зайца погнала.

«По договорённости с местными властями мы восстанавливаем лес или пашню – смотря что требуется, – поясняет гендиректор СУЭК-Красноярск Андрей Фёдоров. – В начале работ снимаем 40-сантиметровый плодородный слой и складируем его отдельно, чтобы потом всегда могли завезти его назад. В выработанное пространство складываем вскрышные породы и проводим рекультивацию. Нарушения природных земель практически не происходит, баланс соблюдается».

Плюс к этому очищается от примесей и сливается в реку Барга чистейшая вода. По словам Артемьева, экологические требования выполняются на всех этапах производства. «Мы занимаемся этим, чтобы и вредные выбросы в атмосферу минимизировать, и людей оградить от возможных раздражений», – говорит он.

Сегодня – джойстики

«Благодаря вашему труду создаётся устойчивый базис для развития систем жизнеобеспечения, развития социальной инфраструктуры и промышленности региона», – сказал, поздравляя шахтёров Бородина с профессиональным праздником, министр промышленности, энергетики и ЖКХ Красноярского края Евгений Афанасьев.

При этом сама профессия шахтёра, по словам зам. генерального директора компании, из года в год меняется значительно. «Уменьшаются риски, опасности, нагрузки на человека, возрастает количество аналитического, умственного труда», – отметил Артемьев.

Действительно, сегодняшний машинист экскаватора – это высококвалифицированный оператор машинного оборудования. Темы шахтёра с кайлом и отбойным молотком не существует давным-давно. Если недавно ещё управление процессами осуществляли рычагами, то сегодня – уже джойстиками. Неизменным с момента начала добычи угля остался только вскрывающий породу зуб.

Новое содержание шахтёрского труда ставит перед компанией вопрос о квалификации сотрудников и её постоянном повышении. Чтобы они могли совершенствовать свои профессиональные навыки, работает учебно-курсовой комбинат с программами по 50 профессиям.

Надёжным стратегическим партнёром Красноярского края назвал СУЭК министр Афанасьев, отметив её участие в приоритетных проектах по импортозамещению и созданию продуктов с высокой добавленной стоимостью, а также в социальных проектах.

Кстати

Бездымное топливо

Дыма без огня не бывает. Но огонь без дыма возможен. Совместно с учёными СУЭК разработала технологию глубокой переработки бурого угля.

«Такой уголь обладает более высокой, по сравнению с обычным, калорийностью, или теплоотдачей – 6 тыс. ккал/кг, а также экономичностью – при использовании в бытовых печах и котельных его требуется в 1,5–2 раза меньше, чем традиционных видов топлива, – разъясняет новаторство технологии заместитель гендиректора СУЭК-Красноярск Михаил Мангилёв.

А экологичность этого инновационного продукта, который получил название «Сибирский брикет», подтверждена как лабораторными исследованиями, так и замерами специалистов Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края.

Всё дело в том, что брикеты при сжигании не дают дыма. А это, по словам начальника управления инновационных технологий и переработки угля компании Сергея Степанова, означает, что выделяемые при терморазложении угля вещества, в том числе бензопирен, практически отсутствуют.

В Красноярске провели 2-недельный эксперимент совместно с руководством края и города. 9 тысячам частных домохозяйств раздали по 15 мешков брикетов и попросили сжигать уголь в определённый период времени. Итоги эксперимента подтвердили: этот продукт, аналогов в мире не имеющий, может значительно снизить нагрузку на экологию, которую создаёт отопление частного сектора.

Смотрите также: