Блокировка без суда. Депутаты хотят ограничить интернет-торговлю

В Госдуму внесены законопроекты, вводящие серьёзные ограничения интернет-торговли. Эксперты опасаются, что в случае их принятия станут возможны блокировки маркетплейсов, и россияне просто не смогут приобретать необходимые им товары.

   
   

Законопроекты наделали шум

Один из возможных законопроектов касается ограничений онлайн-торговли пищевыми продуктами. Второй — предлагает внесудебную блокировку любых ресурсов, через которые реализуется продукция, не имеющая регистрации в РФ. Общественная палата России, а также профильные ассоциации уже направили отрицательные отзывы на него.

Сейчас россияне могут покупать любые товары, в том числе пищевые, не только офлайн, но и онлайн. И не только отечественные, но и импортные. Они охотно используют для этого популярные маркетплейсы.

Если же внесённые законопроекты будут приняты, то поставки импортной пищевой продукции в страну окажутся сильно ограниченными. Всем товарам понадобится свидетельство о государственной регистрации в России в противном случае Роспотребнадзор сможет блокировать интернет-ресурсы, продающие их, не обращаясь для этого в суд. По мнению авторов законопроекта, это ограничит ввоз некачественных и поддельных товаров в Россию.

Корреспондент aif.ru, поговорив с экспертами, выяснил, что так встревожило общественность. В случае принятия этих депутатских инициатив, сказали они, может быть создана благоприятная почва для нечестной конкуренции на рынке, а пострадавшими окажутся потребители.

Против несудебных решений

По действующему законодательству, импортный товар, стоимость которого не превышает 200 долл., россияне могут купить в интернет-магазинах беспрепятственно и не платить за это пошлины. Международные сетевые платформы принимают заказы, и товары затем отправляются нам прямо с заграничных складов.

Далеко не все они зарегистрированы в России, да этого действующее законодательство и не требует. Однако в странах-производителях они зачастую прошли регистрацию, а требования там подчас строже российских.

   
   

Вопросы трансграничной электронной торговли, пояснил директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко, регулируются на уровне Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В ноябре прошлого года была утверждена дорожная карта по созданию благоприятных условий для развития электронной торговли по Евразийскому экономическому союзу. В рамках реализации мероприятий этой карты и будет происходить движение по регулированию в странах ЕАЭС, включая Россию.

Соответственно, если Россия в одностороннем порядке введёт новые правила, то остальные участники ЕАЭС могут этого не понять.

Но и для российских потребителей, которых авторы законопроектов пытаются защитить от контрафакта, хорошего мало. Проблема контрафакта решена не будет, поскольку он поступает в нашу страну в большей части не через интернет-торговлю, а по другим каналам. Зато люди могут оказаться отрезанными от качественных зарубежных товаров, выпускаемых честными производителями.

И пострадают прежде всего те, кто проживает в труднодоступных районах страны, у кого нет иной возможности приобретать что-то нужное, кроме как через интернет, а также те, кому в силу проблем со здоровьем необходимы определённые виды продуктов питания.

Национальная ассоциация дистанционной торговли (НАДТ) против несудебных решений всякого рода. Это заявил её президент Александр Иванов.

«Сегодня у нас чётко и понятно определено, в случаях каких нарушений закон действует. И это работает. Кроме того, любой запрет означает, что мы лишимся богатого выбора. Вместо того, чтобы покупать дёшево и качественно, россиянам придётся приобретать дорогое и плохое», разъяснил он. 

Риски бизнеса повышаются

«Маркетплейсы это не только сайты или приложения. Это огромная инфраструктура со складами, перевозчиками, экспедиторами, логистическими цепочками, постаматами. Все завязаны и все пострадают от блокировки. А есть ещё производители и поставщики. Из-за одного недобросовестного производителя, который выставил предложение на маркетплейсе, пострадают девять добросовестных. Результат недополученные доходы, неуплаченные налоги и пошлины», добавил Сергей Плуготаренко.

По его мнению, для интернет-компаний законопроект повышает риски ведения бизнеса. Это напрямую связано с ценой: если у отечественных компаний из сектора электронной коммерции растут риски значит, средства на развитие бизнеса им обходятся дороже.

«Это относится и к акционерному капиталу, и к заёмного капиталу. Вот, например, наши лидеры Озон, Яндекс и ряд других компаний торгуются на биржах. Вкладывают в них деньги, кстати, и отечественные инвесторы физические лица. Подобные риски блокировок российских добросовестных игроков электронной торговли в конечном итоге перекладываются и на инвесторов. Проще говоря закладываются в цену акций», — сказал он.

Как решить проблему?

Что касается регулирования внутренней торговли, то любые новации в сфере электронной торговли и Рунета, считает Сергей Плуготаренко, должны учитывать позицию отрасли.

«А у отрасли позиция единодушная законопроект чреват многими рисками, но при этом не позволит решить проблемы, обозначенные авторами. Для борьбы с продукцией, не соответствующей требованиям, надо сочетать имеющиеся инструменты государственного контроля, например, цифровую маркировку, с практиками по саморегулированию», пояснил он.

Действительно, цифровая маркировка товаров позволяет отслеживать их движение от производителя до конечного потребителя.

Глава РАЭК обратил внимание на ещё один недочёт законопроектов. Не существует технической возможности блокировать отдельные страницы сайтов в связи с использованием протоколов шифрования HTTPS, а также сложностями с ограничением конкретного контента в приложениях. Соответственно, попытки сделать это могут привести к полной блокировке мобильного приложения. То есть гарантированно исключить появление на сайте или в приложении единичного предложения товара (пищевой продукции), не соответствующего требованиям, невозможно.