Бизнес-суверенитет. Активы иностранцев чаще всего выкупают россияне

Виталий Аньков / РИА Новости

Процесс смены собственников в компаниях, которые принадлежат уходящим из России иностранцам, набирает обороты. Новыми владельцами становятся бывшие топ-менеджеры из числа российских граждан, отечественные и зарубежные инвесторы.

   
   

Американская Sylvamo Corporatio, производитель офисной бумаги Svetocopy, 7 октября объявила о продаже своего Святогорского ЦБК. Сумма сделки составила 24,7 млрд руб., активы выкупило ООО «Палп Инвест» из Казани. А в августе австрийская Mondi, выпускающая бумагу под брендом «Снегурочка», закрыла сделку по продаже своего российского бизнеса структурам совладельца «Фармстандарта» Виктора Харитонина.

Есть примеры и из других сфер экономики. Компания «Сахалинская энергия», зарегистрированная в Южно-Сахалинске, стала новым оператором нефтегазового проекта «Сахалин-2», сменив голландскую Sakhalin Energy. А в проекте «Сахалин-1» функции оператора временно переданы от багамской Exxon Neftegas Limited к дочерней структуре «Роснефти», компании «Сахалинморнефтегаз-шельф». Французская Sephora входит в холдинг производителя предметов роскоши LVMH, продала российскую сеть магазинов местному менеджменту, торговые точки должны открыться до конца года под брендом «Иль де Ботэ». Также поступили в Schneider Electric, российские менеджеры выкупили локальный бизнес французов и перезапустили его под брендом Systeme Electric.

А вот американский производитель бытовой техники Whirlpool нашел покупателя в Турции, его активы в Липецке за 220 млн евро купил турецкий Beko.

«Сейчас рынок слияний и поглощений так или иначе почти целиком формируется исходом иностранцев из нашей страны, — поясняет старший аналитик инвестиционной компании Андрей Пак. — Правда, уже покинули нас или находятся в продвинутой стадии переговоров о продаже примерно 50-55% от анонсировавших уход. Остальные либо столкнулись с трудностями в оценке бизнеса, либо желают сохранить российские активы и просто снизили рекламную и деловую активность.

Чаще всего, в 70-80% новыми собственниками становятся россияне, причем это могут быть как менеджеры предприятия, так и независимые инвесторы. Отечественные участники рынка охотно приобретают качественные, грамотно выстроенные и технологичные бизнесы иностранцев.

Гораздо реже российские активы уходящих иностранцев выкупают другие зарубежные инвесторы. Во-первых, на такие риски сейчас могут отважиться только игроки из „дружественных“ стран, например, из Китая, Индии, Турции или Южной Кореи. А во-вторых, даже инвесторы из таких юрисдикций при оценке активов в нашей стране применяют очень большой „страновой дисконт“ как плату за геополитический риск, в результате предлагаемая ими собственнику актива цена зачастую оказывается неадекватно низкой, что препятствует сделкам».