Без бумаги. ВТБ сохранил 100 га леса с помощью цифровых сервисов

TippaPatt / Shutterstock.com

Крупный российский банк ВТБ за счет эффективного безбумажного хранения документов и цифрового документооборота сэкономил за два года более 3,5 млрд рублей и спас от вырубки 100 га леса. Внедрение современных технологий позволяет ежегодно сохранить свыше 2,5 тысяч тонн бумаги.

   
   

Программа «Безбумажный банк» стартовала в банке в конце 2020 года. За два года банк уменьшил использование бумаги на 900 млн листов, или свыше 4,5 тысяч тонн. Это позволило спасти от вырубки и переработки около 100 га леса и сэкономить более 3,5 млрд рублей. Сейчас 97% документов оформляется и хранится в электронном виде, 

Цифровые каналы для физлиц

В банке для снижения объема используемой бумаги были внедрены новые инструменты и безбумажные технологии и во внутренних процессах, и в рамках работы с клиентами и партнерами. Были существенно сокращены печатные формы документов для новых розничных клиентов. Поэтому сейчас объем договора комплексного обслуживания составляет не более одного листа. 

Кроме того, самые востребованные банковские операции переведены в цифровые каналы, и 99% операций доступны физическим лицам без посещения офиса.

Сегодня оформление большинства банковских продуктов и сервисов уже доступно с использованием технологии цифрового подписания. Чаще всего так подписываются документы по кредитам наличными, кредитным и дебетовым картам. Таким образом сокращается время обслуживания клиентов, а подписанные документы доступны пользователям в приложении или на сайте банка в разделе «Мои договоры». Также банк запустил дистанционные сделки по приобретению жилья в агентствах недвижимости. Кроме того, за счет получения электронных документов из официальных источников он отказался от запроса некоторых бумажных документов у клиентов по кредитным сделкам.

Дистанционная работа с юридическими лицами

Современные цифровые технологии позволили отказаться от бумажного сопровождения операций для юрлиц. Основным каналом работы стали системы дистанционного обслуживания, где также применяется электронная подпись. Теперь практически все операции корпоративные клиенты могут проводить без посещения офиса. Сейчас системой дистанционного обслуживания пользуются более 1 млн бизнес-клиентов банка. В частности, средний и малый бизнес проводит в цифровом формате 99% рублевых платежей и расчетов и 97% сделок по депозитам и остаткам на счетах. ВТБ дистанционно принимает 98% документов по открытию последующих счетов и обновлению сведений. Кроме того, был сокращен перечень документов для открытия счета новому клиенту.

Для крупного бизнеса также было максимально сокращено количество бумажных документов, насколько это возможно с точки зрения законодательства, выстроен полностью цифровой путь и оптимизированы внутренние процессы. К примеру, была разработана типовая форма заявления, которая подтверждает достоверность указанных в личном кабинете сведений, включая параметры выбранных продуктов и услуг. Это позволило отказаться от печати отдельных документов на каждый продукт. 

   
   

Кроме того, из внешних официальных источников предзаполняется до 80% сведений по клиентам и связанным с ними лицам. Это позволяет банку не запрашивать у клиентов копии документов. Также организовал выездной сервис, который позволяет без посещения офиса банка предоставить документы на открытие счета и подключение системы ДБО, пройти идентификацию и подписать необходимые формы. 

Расширение электронного документооборота

Электронный документооборот с участниками кредитного процесса был переведен в личный кабинет контрагента, в котором можно подписывать и направлять необходимые документы в банк. При этом документы, которые можно предоставлять в цифровом виде для получения и мониторинга продуктов, постоянно расширяются. Подписать кредитные и обеспечительные формы также можно в цифровом формате электронной подписью. Кроме того, банк предложил клиентам передавать финансовую отчетность через 1С: с помощью сервиса контрагент может сформировать, подписать и отправить пакет отчетов в банк нажатием «одной кнопки», данные пересылаются в зашифрованном виде.

В безбумажный вид был практически полностью переведен документооборот внутри банка. Также в цифровой формат переведены хранение документов и взаимодействие с госорганами. С момента запуска программы на цифровой обмен хозяйственными документами с банком перешли 23 тысячи контрагентов. Для сотрудников были внедрены электронные сервисы самообслуживания, а обучение переведено в онлайн-формат.

«ВТБ последовательно реализует стратегию цифровой трансформации бизнеса. Программа „Безбумажный банк“ не только имеет важное экологическое значение, но и помогает нам существенно повысить качество клиентских сервисов, снизить операционные затраты и оптимизировать внутренние процессы. Результат цифровизации бизнеса уже увидели розничные и корпоративные клиенты — удобство в получении банковских услуг, перевод повседневных финансовых операций в электронный вид, ускорение работы клиентских менеджеров. В дальнейшем мы продолжим курс на цифровизацию, что позволит ВТБ оставаться одним из технологических лидеров на финансовом рынке», — комментирует Андрей Пучков, первый заместитель президента — председателя правления ВТБ.