16 сентября состоялось заседание правительства России, на котором обсуждались вопросы социально-экономического развития страны, проект федерального бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.
В своем выступлении председатель правительства Михаил Мишустин подчеркнул, что бюджет — это документ не о цифрах, а о людях, направленный на решение конкретных проблем в их жизни. «Некоторые крупные компании заявляют, что мы забираем деньги только у нефтяных компаний. Это не так. Мы считаем, что в ситуации, когда трудно, все должны принимать участие в решении проблем, стоящих перед страной, перед людьми. Это наша осознанная политика», — заявил Мишустин.
Структурный перекос
По словам экономиста Михаила Делягина, объявленное правительством выравнивание уровней налогообложения различных отраслей вызвало волну критики: как же так — повышать налоги в кризис?
Однако при всей кажущейся очевидности макроэкономических соображений они, по мнению эксперта, полностью игнорируют глубочайший структурный перекос, накопленный в российской экономике. Его суть — концентрация едва ли не всей налоговой нагрузки на нефтяной отрасли при снятии ее с других высокорентабельных отраслей (разумеется, в первую очередь также сырьевых и продукции первого передела), в особенности с металлургии. В результате нефтяные компании платят налогов впятеро больше, чем все остальные сырьевые отрасли.
Доля нефтяной промышленности в бюджете неизмеримо выше ее доли в экономике, в первую очередь — из-за колоссальных налоговых диспропорций.
Мизерное налогообложение других сырьевых отраслей, считает Делягин, обеспечивает колоссальные денежные потоки, которые направляются не на инвестиции, а прежде всего на выплату дивидендов, выводимых, насколько можно понять, в офшоры. Такие металлургические компании, как «Норникель», «НЛМК», «ММК», пересмотрели недавно свою дивидендную политику и направляют отныне весь свободный денежный поток на выплаты акционерам. «Напомню, что при этом более 90% уставного капитала этих компаний принадлежит иностранным акционерам. Большинство в совете директоров того же „Русала“ составляют „независимые“ американцы. При этом цены на продукцию металлургов систематически повышаются без какого-либо учета реальной ситуации в стране, становясь важным фактором блокирования ее экономического развития», — подчеркивает экономист.
Ключевой источник дохода бюджета
Нефтяная отрасль России является ключевым источником доходов бюджета страны, обеспечивая 44% от налоговых поступлений. Однако в последнее время налоговое регулирование нефтянки сводится к подкручиванию различных коэффициентов для пополнения казны без анализа проблем стратегического развития отрасли. С учетом значительного ухудшения ресурсной базы это может привести к серьезным проблемам для экономики страны и бюджета. При этом в других рентных секторах действующая налоговая система никак не изымает сверхдоходы, несмотря на изменения рыночных условий.
Нефтяные компании платят налогов в 5 раз больше, чем все остальные сырьевые отрасли вместе. Это связано с самой высокой долей валовых налогов (НДПИ и экспортной пошлины) в цене нефти. Даже с учетом льгот налоги составляют примерно 60% от цены нефти. На втором месте расположилась газовая отрасль (доля налогов в цене сырья, добываемого ПАО «Газпром», составляет 30-40%, для независимых производителей этот показатель значительно ниже: 15-23%), а вот у металлургии, золотодобывающей и алмазодобывающей отраслей доля налогов не превышает 10% в цене реализации продукции.
Операция «Балансировка»
В исследовании «Налоговая нагрузка в отраслях: операция „Балансировка“», проведенном экспертами VYGON Consulting, был сделан предварительный анализ, который показал, что балансировка фискальной нагрузки даст возможность получения до 1,7 трлн рублей дополнительных поступлений в бюджет от прочих рентных отраслей, помимо нефти.
Даже без учета возможного увеличения ставки налога на прибыль для банков с 20% до минимум 40% простое введение прогрессивной ставки НДПИ (в зависимости от экспортной выручки) обеспечит бюджету 1,3 млрд дополнительных доходов.
По оценкам экспертов VYGON Consulting, за последние 5 лет уровень налоговой нагрузки в нефтяной отрасли, рассчитываемый как доля налогов в свободном денежном потоке, в 1,5-9 раз выше, чем в других сырьевых секторах экономики при значительно более низкой рентабельности EBITDA. Подход к налогообложению других сырьевых секторов России в виде установления фиксированных или адвалорных (процент от цены) ставок практически не позволяет изымать конъюнктурную ренту за счет роста цен, считают авторы исследования. Более того, для комплексных руд Красноярского края при росте цены на 25% эффективная ставка и вовсе снижается на 20 п. п.
Если привести налоговую нагрузку по всему сырьевому сектору к текущему уровню изъятий в нефтяной отрасли, то на основании данных за последние 5 лет потенциал изымаемой ренты можно оценить в 0,8-1,3 трлн рублей в год в зависимости от применяемого показателя для нормирования.
Конъюнктурные сверхдоходы могут формироваться не только в сырьевых отраслях, но и в других секторах экономики. Например, в банках и телекоммуникационных компаниях, получающих дополнительную маржу на разнице процентных ставок или благодаря олигопольному положению на рынке. В России из-за этого рентабельность по EBITDA телекомов в среднем за последние 5 лет составляет около 38%, что заметно превышает аналогичные показатели зарубежных компаний. В 2018 году средняя рентабельность прибыли до налогообложения банковского сектора достигла 51%, это рекордное значение за последние 5 лет. Во многом этому способствовала денежно-кредитная политика ЦБ по сохранению высоких значений ключевой ставки.
Если нормировать рентабельность банковского сектора в 2016-2018 годах к среднему уровню предыдущих периодов в 19%, то в среднем за те же 5 лет сверхдоходы составили порядка 450 млрд рублей. А корректировка показателей рентабельности отечественных телекомов до уровня США может позволить изъять еще 115 млрд рублей.
Таким образом, отмечают эксперты VYGON Consulting, общий потенциал дополнительных изъятий сверхдоходов может составить до 1,7 трлн рублей, а тезис о том, что дополнительные доходы можно взять только с нефтянки, является ошибочным. Очевидно, что текущая налоговая система несправедлива, необходимо перераспределение налоговой нагрузки.
Необходимо перераспределение нагрузки
По словам старшего аналитика WMT Consult Валерия Андрианова, учитывая действующие фискальные пропорции, доля валовых налогов (НДПИ и экспортной пошлины) в цене нефти достигает 60%. «У „Газпрома“ этот показатель равен 30-40%, а вот у металлургии, золотодобывающей и алмазодобывающей отраслей он не превышает 10%!» — отмечает он.
При вступлении Российской Федерации в ВТО в 2012 году ставки экспортных пошлин на ряд сырьевых товаров (в том числе никель, алюминий и медь) существенно снизились вплоть до обнуления. При этом не было предпринято попыток компенсировать потери бюджета за счет увеличения НДПИ для компаний газовой и угледобывающей отраслей, черной и цветной металлургии, производителей минеральных удобрений, золотодобычи, алмазодобычи и других.
«Вместо того чтобы балансировать налоговую нагрузку, Минфин предпочел добавить фискального груза на хребет нефтяной отрасли. К чему это привело? Может быть, прочие сырьевые секторы, прежде всего металлургия, использовали такую благоприятную ситуацию и направили «недоплаченные» в бюджет деньги на модернизацию производств, создание новых мощностей, повышение зарплат работникам? Отнюдь. Деньги решили поделить и проесть. В последнее время ряд частных компаний („Норникель“, „НЛМК“, „ММК“ и другие) пересмотрели свою дивидендную политику и направили весь свободный денежный поток на выплаты акционерам», — рассказал аналитик.
По его словам, размер дивидендных выплат в компаниях металлургического и золотодобывающего секторов достиг 100% свободного денежного потока. Так, в 2019 году «Полюс Золото», «НЛМК», «Норникель» и «ММК», более 90% уставного капитала которых принадлежит иностранным акционерам, выплатили акционерам порядка 470 млрд рублей, направив на дивиденды весь СДП.
Как показывают расчеты компании VYGON Consulting, нефтяная отрасль обеспечивает 44% поступлений в бюджет. «При этом Минфин постоянно стремится „подкрутить“ налоговое регулирование нефтянки, чтобы обеспечить пополнение бюджета и сделать фискальное ярмо для отрасли еще более тяжелым. Необходимость стратегического развития нефтяной промышленности при этом абсолютно не принимается во внимание. Учитывая значительное ухудшение ресурсной базы, это может привести к серьезным проблемам для экономики страны и бюджета», — считает Андриянов.
На этом фоне другие отрасли чувствуют себя достаточно вольготно. По оценкам VYGON Consulting, за последние пять лет уровень налоговой нагрузки в других сырьевых секторах экономики был в 1,5-9 раза ниже, чем в нефтянке. В совокупности они в 2018 году заплатили в пять раз меньше налогов, чем одна нефтяная отрасль.
Для того чтобы сбалансировать налоговую нагрузку и избавиться от существующего межотраслевого перекоса, необходимо, по мнению аналитика, сделать несколько действий.
Во-первых, необходимо ввести прогрессивные ставки НДПИ для компаний, деятельность которых связана с добычей полезных ископаемых и их поставкой на экспорт. Это позволит выровнять условия их деятельности с компаниями нефтяного сектора. По оценкам, потенциальный бюджетный эффект от введения прогрессивной ставки НДПИ в указанных сырьевых отраслях оценивается в 1,2 трлн рублей в год исходя из средних значений за пятилетний период.
Во-вторых, следует увеличить фискальные изъятия для компаний, не инвестирующих в развитие бизнеса в Российской Федерации и ориентированных на максимизацию дивидендных выплат акционерам с выводом их в офшорные юрисдикции.
В целом, по подсчетам VYGON Consulting, балансировка фискальной нагрузки обеспечит до 1,7 трлн рублей дополнительных поступлений в бюджет от прочих рентных отраслей, помимо нефтяной.
«Текущая налоговая система несправедлива, поэтому необходимо перераспределить фискальную нагрузку. В противном случае „дойная корова“ отечественной экономки, от которой требует постоянного повышения „удоев“, может просто не выдержать, нефтяная отрасль застопорится в своем развитии и не сможет больше играть роль главного донора бюджета.
Но у этой очевидной и здравой идеи есть противники. Нетрудно предположить, что против усилий правительства сбалансировать налоговую нагрузку будут активно выступать в публичном поле. Необоснованные сверхдоходы, которые есть у тех же металлургов, позволят покрыть любые пиар-бюджеты!» — считает Андриянов.