30 миллионов. Клиенты Сбера могут переводить деньги без комиссий

Суточные лимиты в банках не отнимают возможности у клиентов на перевод 30 миллионов рублей в месяц. Кроме того, такие меры устанавливаются договорными отношениями между банком и пользователем мобильного приложения и способствуют ограничению атак мошенников на счета клиентов, поделился мнением экономист Адрей Бархота

   
   

С 1 мая 2024 года по закону гражданин может без комиссии онлайн переводить деньги между своими счетами в разных банках в пределах 30 млн рублей в месяц.

«Это можно делать по номеру счета через мобильные приложения, либо в личном кабинете на сайте банка, либо по номеру своего телефона через Систему быстрых платежей (СБП)», — говорится на сайте Банка России.

В Сбербанке отмечают, что банк в соответствии с федеральным законодательством с 1 мая не берет комиссию за переводы клиентов между своими счетами в разных банках на сумму до 30 млн руб в месяц.

При этом в целях соблюдения ряда требований законодательства и минимизации рисков, в том числе мошенничества, в онлайн-кабинете уже длительное время действует лимит на все типы операций. 

Переводы свыше текущих лимитов клиент может совершить через другие каналы. При этом следует помнить, если клиент переводит не себе, а третьему лицу, то комиссия, в соответствии с правилами СБП, продолжит взиматься, если сумма переводов за месяц превышает 100 тыс. руб.

По мнению экспертов, это не мешает клиенту осуществить месячный перевод без комиссии размером 30 миллионов рублей. Но при этом банк обязан защищать средства граждан от злоумышленников. К тому же ничто не мешает клиенту в случае необходимости за раз перевести 30 миллионов в сутки, сделать это в отделении банков согласно условиям обслуживания таких операций.

   
   

Сам Банк России периодически отчитывается по статистике мошенничества. Так, в 2023 году российские банки предотвратили хищения на 5,8 трлн руб. у своих клиентов — мошенникам не удалось провести 34,8 млн денежных переводов, говорится в обзоре ЦБ об инцидентах информационной безопасности при переводе денежных средств. 

Учитывая это, Бархота полагает, что, безусловно, расширение лимитов бесплатных переводов как ни крути требует кратного роста резервирования на случай фиксации случаев операционного риска и мошенничества для беспрепятственного возврата средств клиентам.

«Сомнений, что такие резервы есть у крупнейшего банка, нет. А вот возврат денег в рамках инцидентов внутри СБП — новый пока не обкатанный механизм. Он во многом зависит от банков-участников. Если у системно образующих кредитных организаций такие возможности есть, то резервы более мелких игроков пока под вопросом», — добавил эксперт. 

Он отметил, что, например, банк активно предупреждает рост активности мошенников, предоставляя возможность согласиться на ограничение дневных лимитов переводов. «С точки зрения договорных отношений между банком и клиентом, это вполне вписывается в законные рамки. Ведь клиенту никто не запрещает пользоваться СБП внутри банка. Ограничения банка продиктованы практикой предупреждения мошеннических действий: у банка более 100 млн клиентов, он хорошо понимает такие риски.

Лимитирование дневных переводов — это предмет договора между банком и клиентом. Если клиент хочет расширение лимитов переводов, он вправе распределить свои средства между разными банками. В то же время такие меры банка следует рассматривать как меру по борьбе с мошенниками и защиту интересов клиентов», — сказал эксперт.