«Танкоград» умирает. Рабочие Челябинского тракторного вышли на пикет

Надежда Уварова / АиФ

Зарплата как милостыня

«Да кто бы мне сказал, что я через сорок лет стоять буду у заводоуправления и просить собственную зарплату, как милостыню, я бы в жизни не поверил, — Николай Васильевич работает на ЧТЗ сорок лет, и за это время завод стал для него родным домом. — Пацаном меня батя сюда привёл. Все завидовали, все. Пока они в "фазанках" штаны просиживают, я своими руками трактора делаю. И зарплату получаю, да не какую-то там, а больше материной. А она врачом была».

Справка
Челябинский Тракторный завод основан в 1929 году, в 30-е выпускал тракторы. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже их трактор «Сталинец-65» отмечен высшей наградой — дипломом «Гран-при». В годы Великой Отечественной войны ЧТЗ совместно с семью эвакуированными в Челябинск предприятиями, образовали танкостроительный комбинат, позднее неофициально именуемый «Танкоград». Предприятием было создано 13 типов новых танков и САУ, 6 типов танковых дизельмоторов. Впервые в мировой практике танкостроения сборка тяжёлых танков была поставлена на конвейер. За 80 лет работы изготовил более 1 268 000 тракторов. Они переместили около 350 кубических километров грунта. Им можно было бы покрыть всю поверхность Луны слоем в три с половиной сантиметра. Крупнейшее предприятие Челябинской области.
   
   

У здания, как сказали бы раньше, «флагмана отечественной промышленности», заводоуправления ЧТЗ сегодня стоят люди с плакатами. Изначально на пикет заявилось 70 человек, однако поддержать тракторостроителей пришли их родственники, друзья и просто мимо проходившие. Проходная заводоуправления закрыта, как не работают и большинство столовых предприятия. Люди не получили зарплату за сентябрь и октябрь, но продолжают ходить на работу. Некоторые пешком: на проезд давно нет денег. Другие на велосипедах: дёшево и сердито.

«Развалили завод, развалили страну, — кричит мужчина в серой робе. — Нужно конкурсное производство, да такое, чтоб руководство само жило, как рабочие. Не платят мне зарплату — и себе не плати. Ходи пешком, ешь пару раз в неделю. Я свои десять тысяч ещё за июль не видел, как жить, а ведь мы с женой вместе на заводе работаем».

В руках у работников нарисованные красками плакаты и транспаранты: «Услышьте нас!», «Больше в цех без спецмолока ни ногой!», «Не платить зарплату — это преступление!», «Объясните нашим детям задержку зарплаты». На них — требования тех, кто собрался. Люди попросту не знают, что делать. Они хотят, чтоб их услышали.

Фото: АиФ / Надежда Уварова

Господдержки не дождались

«Митинг организован профсоюзом, — говорит Надежда Филиппова, зампрофсоюзного лидера завода. — Боремся за выплаты зарплаты. Мы же не можем взять деньги откуда-то из мешка и раздать людям».

Фото: АиФ / Надежда Уварова

О том, что всё очень плохо, говорит и председатель профсоюза Олег Косых. Впервые, пожалуй, в истории завода, даже памятуя о временах банкротства и введения конкурсного производства в конце девяностых, на ЧТЗ ситуация настолько удручающая. Помимо невыплат зарплаты, введена сокращённая, двух-трёхдневная рабочая неделя. Отсюда — резкое снижение зарплаты. Когда-то она была 24 тысячи рублей. Сейчас многие работники получают официально разрешённую «минималку» — чуть более семи тысяч рублей. Закрылись столовые, то есть людям негде поесть на работе, и не на что — дома. Правда, решено привлечь сторонние организации общепита, то есть сдать площади в аренду. На каких условиях будет производиться оплата посторонних «кормильцев», пока не понятно. По мнению профсоюза, ведётся некорректная политика управления персоналом: сокращают заводских рабочих, расширяют штат управленцев. Основной долг ЧТЗ на сегодня исчисляется миллиардами рублей, долг по зарплате — 200 миллионов. Челябинский тракторный надеялся на господдержку — нужны госгарантии на 15 миллиардов, чтобы привлекать кредиты на развитие. Но положительного решения этого вопроса пока нет.

   
   
Фото: АиФ / Надежда Уварова

Виноваты китайцы?

Руководство предприятия озвучило свою позицию в пресс-релизе, который тут же, на пикете, раздавали журналистам: «Сегодня в машиностроительной отрасли в целом сложилось непростое положение. Неблагоприятная экономическая ситуация, а также обострившаяся конкуренция на рынках, прежде всего со стороны китайских производителей дорожно-строительной техники, продающих свою продукцию по демпинговым ценам, привели к падению спроса на машины, выпускаемые Челябинским тракторным заводом. Более двух месяцев назад тракторостроители обратились за помощью к федеральному центру, попросив госгарантии для реализации намеченных планов. Но на сегодняшний день этот вопрос не решён. Потому нет возможности привлечь средства для выполнения ряда антикризисных мероприятий, которые могут изменить ситуацию».

Увидев напечатанный ответ руководства, пикетчики не ждали, что к ним придёт руководитель предприятия. Однако Виктор Воропаев вышел. В рабочей робе с символикой завода — в молодом мужчине директора узнали не сразу. Толпа возмущённых рабочих тотчас окружила руководителя: когда дадут деньги? «Я не получил ещё за июль», — пожилой тракторостроитель едва сдерживает эмоции. «Этого не может быть», — ответил директор и пригласил в кабинет, «за стол переговоров», представителей профсоюза и нескольких активных рабочих. Процессия быстро удалилась, пикетчики подняли повыше плакаты и надели варежки: после 25-минутного пребывания на 15-градусном морозе у всех покраснели носы. Но люди не уходят.

Фото: АиФ / Надежда Уварова

Кто виноват и что делать?

«Я хожу на завод в долг, — рассказывает, переминаясь с ноги на ногу, невысокая женщина. — Назанимала у всех знакомых. На проезд, на питание, на одежду зимнюю. А что делать, работать надо, всё ж на лучшее надеемся, зарплату вот за август дали, так долги даже не все покрыла, а ходить хожу, не больно нынче работу найдёшь в 54 года. Хоть бы до пенсии доработать, всю жизнь ведь на ЧТЗ отпахали».

«Услышьте нас, хоть кто-нибудь, — мужчина в очках с толстыми стёклами старается привлечь внимание местной прессы, то и дело подходя к снимающим видеокамерам. — Я уж Путину сколько раз писал, а что делать. Никаких пока результатов. Как-то же жил завод с тридцатых годов. Что сейчас случилось? Давало нам государство денег. Было плохое время, бедствовали. Но хоть под запись продукты можно было брать, одежду какую-никакую. А сейчас что? Как жить?».

Фото: АиФ / Надежда Уварова

«Молодые работники уволились, — Елена Кузнецова, председатель молодёжного совета завода, сама на пикете в первых рядах. — Всем нужна зарплата. Мне повезло, у меня муж работает на другом предприятии. Но у нас ипотека, и мы каждый месяц рискуем оказаться в долговой яме. Нам всем положены дополнительные деньги, на диетпитание. Это 450 и 600 рублей в месяц, в зависимости от категории производства. Пока работали столовые, на них, по карте, можно было питаться. Их "съели" буквально за первые дни ноября. Всё, люди приходят на работу голодными и уходят, отработав 8 часов, такими же».

Литейщики, кузнецы и сборщики радостно встречают Олега Косых, вернувшегося с переговоров. Он говорит, решено, что профсоюзный лидер на днях отправится в Москву для переговоров с руководством госкорпорации «Уралвагонзавод», структурным подразделением которой является ЧТЗ. Тут же проносится радостная весть: некоторым рабочим уже перевели аванс за сентябрь. Остальным, якобы, деньги придут в течение нескольких дней.

«Ну хоть что-то, — проносится в толпе. — Как война, так ЧТЗ танки куёт, и мы танкоградцы. Как целину поднимать, так без завода не прожить. А сейчас мы оказались никому не нужны».

Фото: АиФ / Надежда Уварова

Митинг закончился. Вопросы остались.

Тем временем на неполную рабочую неделю переведены, кроме Тракторного, ещё 16 предприятий региона, среди которых «Челябинский металлургический комбинат», «Челябинский механический завод», «Челябинский автомеханический завод», ЗАО «Пластик», «Южуралтехкомплект». Только ЧТЗ-Уралтрак сократил за текущий год полторы тысячи человек. По информации Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области, уже поданы уведомления на сокращения в наступающем году 1700 человек. Некоторые предприятия, сотрудничающие с ЧТЗ, требуют взыскать долги с завода и признать его банкротом.