«Я богатый — ставьте „лайк“». Зачем нашим олигархам покупать Facebook?

Коллаж: AIF.RU / Globallookpress.com

Опубликованный накануне рейтинг миллиардеров по версии Bloomberg уже успел наделать шуму, и причины тому как минимум две: во-первых, компания до сих пор занималась лишь профессиональной финансовой аналитикой и практически не работала на массовый рынок; а во-вторых, рейтинг во многом отличается от аналогичного списка журнала Forbes. Оценка капиталов российских богачей, данная экспертами Bloomberg, также стала сюрпризом: по сравнению с рейтингом Forbes, «завсегдатаи» первой пятёрки не только поменялись местами — кто-то «разбогател», а кто-то, наоборот, «обеднел», — но и обзавелись довольно любопытными источниками дополнительного дохода.

   
   

Справка: Что такое лайк

Большего всего «отличился» владелец «Металлоинвеста» Алишер Усманов, который поднялся с пятой строчки рейтинга Forbes на первое место в списке от Bloomberg. Его состояние оценили более чем в 20 млрд долл. (оценка Forbes — 17,7 млрд долл.), что позволило ему выместить с позиции лидера главу НЛМК Владимира Лисина. Кстати, капитал последнего, по подсчётам Bloomberg, составил «всего» 18,9 млрд долл., тогда как эксперты Forbes насчитали бизнесмену аж 24 миллиарда.

Впрочем, разница в оценках легко объясняется спецификой их расчёта.

— При составлении любых списков самых богатых людей в мире (в России, в Америке и т. п.) в расчёт берутся не только объективные, но и субъективные оценки чьего-либо капитала, — поясняет Илья Раченков, аналитик Инвесткафе. — Это означает, что, помимо реальных денежных средств — находящихся, например, на банковских счетах или в каких-то фондах, — в рейтинг включается рыночная стоимость принадлежащих этому человеку активов (я бы сказал, даже в большей степени), которая — как и любые цены на свободном рынке — имеет свойство быстро меняться.

Как ни странно, именно подорожание активов помогло Усманову увеличить свой капитал сразу на четверть. Один только пакет акций социальной сети Facebook (5,5%) за год вырос в цене в 9 раз и на момент составления рейтинга стоил уже более $4 млрд. Тем временем вплоть до 2009-го Усманов зарабатывал исключительно на производстве металлов и железорудного сырья; а его первые инвестиции в интернет-проекты (Mail Group, сайт коллективных скидок Groupon, ещё одна соцсеть Twitter и китайский производитель сетевого контента Alibaba Group) были отнюдь не такими удачными, как вложение в Facebook. Впрочем, акций ИТ-компаний традиционно показывают сильные ценовые колебания и привлекают инвесторов высокой доходностью, поясняет Раченков. По словам аналитика, резкий взлёт Facebook связан с сильным ажиотажем вокруг предстоящего IPO.

   
   

— Это удорожание едва ли можно назвать фундаментально обоснованным, однако такой ажиотаж характерен практически для любого размещения компаний, работающих в Интернете, — добавил Раченков.

Скепсис в отношении стоимости Facebook’а разделяют большинство аналитиков в России и за рубежом. Например, Питер Коган, обозреватель Forbes, предрекает обвал акций FB чуть ли не на следующий день после их первичного размещения. Похожей точки зрения придерживается Фёдор Санников, президент Oxenuk Management LLC. По мнению эксперта, большинство интернет-проектов оказываются катастрофическими переоценёнными и впоследствии неминуемо прогорают.

— Среди всех «доткомовских» компаний с отношением капитализации к прибыли более 100 лишь единицы смогли продемонстрировать значительный рост, остальные потерпели крах, и это было вполне закономерно, — указывает Санников в своём блоге. — Когда в наши дни видишь успешные размещения, подобные Groupon, LinkedIn или частное финансирование «Фейсбука», понимаешь, что «Вселенная и человеческая глупость бесконечны».

Тем не менее, многим всё же удалось разбогатеть на пока ещё дорожающих акциях FB. Как говорит Раченков, такая картина характерна для ИТ-сектора, поскольку «бизнес таких компаний довольно просто — по сравнению с предприятиями из других секторов экономики — масштабируется».

— Увеличение количества пользователей того или иного портала в 2-3-4 и более раз, как правило, не требует кратного увеличения затрат. Учитывая, что основным доходом социальных сетей является интернет-реклама, с количеством пользователей кратно растет и количество просмотров рекламных объявлений и, соответственно, доход компании, — говорит аналитик. — Именно ожидания кратного роста финансовых показателей и заложены в столь высокую оценку Facebook. Впрочем, рост количества пользователей соцсети в последние годы сильно замедлился и фактически упирается в потолок, обусловленный ограниченным количеством людей, имеющих доступ к Интернету в мире.

Поэтому интерес российских олигархов к американской соцсети, скорее всего, быстро угаснет.

— Такие вложения являются и высокорисковыми — большинство инвесторов в России как крупных, так и небольших, относятся к ним с настороженностью, — констатирует Раченков. — Не стоит считать сферу ИТ-инвестиций полностью «дутой»: интернет-бизнес, в особенности, реклама и торговля, — это вполне ощутимые, востребованные потребителями услуги, которые прочно входят в ежедневную жизнь. Однако проблема в том, что инвесторы часто закладывают в оценку интернет-компаний слишком высокие ожидания по росту финансовых показателей. Это не мешает им иметь высокие показатели рентабельности и стабильный бизнес, но на рынке создаёт поводы для спекуляций.

Читайте также

«Чтобы стать миллиардером, нужно идти на компромиссы со своей совестью»

По подсчётам журнала «Финанс», число российских миллиардеров только за 2009-й год увеличилось в полтора раза. Тяжёлое для всей страны время стало периодом процветания для богатейших россиян. Откуда взялись эти капиталы, рассказал бывший главред журнала «Финанс.» Андрей Горянов... ЧИТАТЬ ДЕЛЬШЕ >>>