Семья Нагумановых из Новокубанского района Краснодарского края несколько лет занимается садоводством. В деле все – и повзрослевшие дети, и даже внуки.
Сорт – это главное
По словам главы семьи Равиля Нагуманова, всё держится на его супруге Валентине. Именно она была инициатором создания фирмы, она прекрасно разбирается в растениях, да и во всём, что касается сельского хозяйства.
«Сам я детдомовский, поэтому изначально мало в чём разбирался, – рассказывает Равиль Нагуманов. – А вот Валентина с самого детства знала, откуда что берётся. Она из простой семьи. Отец её был трактористом, мать – дояркой. Все с утра до ночи на работе, поэтому дети всегда помогали по дому. Но тем не менее все они получили высшее образование. Моя супруга долгое время работала учительницей в школе. Я в молодости трудился на производстве музыкальных инструментов. Денег, конечно, не хватало. Поэтому мы вели подсобное хозяйство – у нас было три коровы, небольшой огород и сад. У сыновей, Тимура и Виктора, с малых лет были свои обязанности. Старший занимался деревьями, младший косил траву».
Чуть позже, в 1990-х, когда в стране стало всё рушиться, Нагумановы решили расширить своё хозяйство. Но без специальных знаний не обойтись. Поэтому Валентина поступила в сельскохозяйственный институт, получила профильное образование. Сейчас, уже на своём предприятии, она – главный агроном.
Правда, перед тем как заняться садоводством, они держали коров, потом свиней. Когда и без того хлопотный животноводческий бизнес подкосила африканская чума, решили найти ему альтернативу.
«В краевом минсельхозе посоветовали посадить сад. Рассказали, что как раз начала действовать государственная программа поддержки садоводства», – вспоминает Равиль Нагуманов.
По дороге на предприятие он рассказывает, что, когда начинал знакомиться с новым для себя направлением, прошёл учёбу для начинающих садоводов. И сады Нагумановых начались с 24 га. В этом деле для них всё было новое: химобработки, прививки, борьба с мышами, которые на корню уничтожают саженцы…
Быстро поняли, что любой новый сорт может оказаться «котом в мешке». Нет гарантии, что он подойдёт к условиям местности и даст хорошую урожайность. Поэтому подходили к выбору основательно.
Полдень. В садах только что завершили сбор очередного урожая. Валентина отпускает свежие яблоки и сливы оптовикам и предлагает попробовать яблоко. Румяный плод аппетитно хрустит на зубах. Сочный, сладко-кисловатый вкус.
«Обратите внимание, у наших фруктов нет червоточин, – показывает хозяйка. – Это не только заслуга работников сада, которые вовремя провели обработку, не пропустив ни одного деревца. Это ещё и результат выбора сортов, устойчивых к заболеваниям».
По её словам, некоторые сорта яблок, популярные в крупных торговых сетях, требуют до 40 химобработок, что, конечно, сказывается как на здоровье потребителя, так и на себестоимости производства. Поэтому в их хозяйстве отдают предпочтение так называемым «иммунным» сортам, которые сами себя защищают от болезней.
«Перед тем как «принять в свою семью» новый сорт, мы его тщательно проверяем. Сотрудничаем с Северо-Кавказским институтом садоводства и виноградарства, дружим с учёными-селекционерами и только по их рекомендации берёмся выращивать тот или иной сорт», – поясняет хозяйка.
Садоводы показывают уложенных в ящики «питомцев»: «Это летние яблоки Ред Фри, они хорошо зарекомендовали себя. Не болеют паршой и урожайные, подходят для нашей климатической зоны. А это слива Стенлей, тоже неболеющая и сладкая».
И внуки в деле
В их крестьянском хозяйстве роли строго распределены, каждый член семьи занимается своим делом. Всё, что касается сада – подбора новых сортов, ухода за землёй и растениями, – компетенция Валентины.
«Она прекрасный организатор и о саде знает всё», – в который раз с восхищением говорит муж. Сам он занят поиском партнёров, сбытом продукции.
«Крестьянский труд – тяжёлый. Поначалу дети особого интереса к нему не проявляли, – рассказывает глава предприятия. – Но со временем сыновья поняли, что именно земля не просто прокормит, а сделает их независимыми и востребованными».
Виктор теперь – организатор садовых работ. На нём механизаторская бригада, сбор урожая. Тимур в основном занят виноградарством.
У 14-летнего внука Савелия уже есть свой участок, где он высадил виноград и плантацию ежевики. Сам теперь за ними ухаживает. А старшие члены семьи рады – приучают таким образом подростка к труду и ответственности.
В деле и две внучки. Правда, присоединяются они во время каникул. 16-летняя Юля бойко продаёт саженцы. Дед говорит, что у неё это здорово получается. Не отстаёт и младшая Вероника. Ей тоже нравится торговать. Тем более что за свой труд каждая получает деньги.
Многие взрослые думают, что детей не стоит «развращать деньгами». Но Нагумановы смотрят на это по-другому. «Мы всегда стараемся поощрять детей, – говорит Равиль. – Не только для того, чтобы они знали цену своего труда, но и чтобы учились управлять деньгами».
Вся семья собирается часто, но больших застолий Нагумановы не устраивают. «Мы достаточно закрытые люди, – поясняет Равиль. – Все приучены к скромности, лишнего себе не позволяем. Но держимся вместе, ведь в жизни всякое случается, а мы – семья».
Хотя садоводство стало бизнесом всей семьи, глава у этого крестьянского хозяйства один. Равиль считает, что только так и должно быть.
Большой маленькому не конкурент
Чтобы обеспечить независимость от природных факторов, Нагумановы установили солнечные батареи – теперь их предприятие работает на «зелёной» энергии. В подземные ёмкости собирают дождевую воду, которую потом используют для полива деревьев.
Сейчас под садами у них занято 90 га, в этом году заложат ещё порядка 20 га молодого сада. Если вспомнить, что начинали с двух десятков га, то рост ощутимый. Но у крупных холдингов в обороте по несколько тысяч. Можно ли с ними конкурировать?
Семью фермеров это не смущает. По словам Равиля, у сада-гиганта затрат на производство существенно больше: в нём обязательно есть сетка от града, установки, уменьшающие заморозки, капельное орошение. Там работают сотни людей персонала, ведётся интенсивная химическая обработка огромных площадей. Поэтому их продукция не может быть дешевле фермерской.
«Все эти расходы влияют на себестоимость производства яблок, тогда как малое хозяйство наподобие нашего обходится небольшими затратами, за счёт чего может вести более гибкую ценовую политику, и в итоге такой предприимчивый «малыш» оказывается в выигрыше», – с оптимизмом говорит фермер.
Равиль постоянно оговаривается, что они смогли добиться успехов благодаря помощи государства, которое предлагает таким, как они, компенсировать часть затрат и помогает с подведением к участку коммуникаций.
Однако, считают Нагумановы, нельзя надеяться только на государство и сидеть сложа руки в ождании манны небесной. Без собственных вложений, конечно, не обойтись. И необходимо проявлять инициативу, пробовать варианты, находить новые ниши и развивать бизнес.
«Например, слива Кабардинка. В сезон оптовая цена на неё падает до 7 руб. за кг. Почему? Потому что под неё в крае уже заняты большие площади. Вот мы и делаем ставку на те сорта слив, что спеют раньше неё и позже, за счёт чего в разы увеличиваем рентабельность своей продукции», – делится опытом предприниматель.
Преуспевающий бизнес всегда требует развития. Что же дальше? А дальше – собственная база хранения фруктов. Перспектива неблизкая, но её глава крестьянского хозяйства уже обдумывает.
«Сейчас создаём главное – сырьевую базу и получаем товар, который можем реализовывать. Следующий этап – строительство хранилища», – рассказывает он.
Но главная мечта Нагуманова-старшего – чтобы их семейная фирма так и оставалась семейной, чтобы всеми этапами – от выращивания плодов до переработки и реализации продукции – занимались члены его семьи. Чтобы сад развивался, а дело переходило от поколения к поколению.
Смотрите также:
- Аграрные грезы. Почему сельское хозяйство РФ уступает европейскому →
- Созревший плод ошибок. Почему наши фрукты-ягоды такие дорогие? →
- Вокруг Москвы высадят хвойный лес и «обновят» торфянники →