67% жителей страны уже не представляют работу без мата — выявил опрос компании «Суперджоб». «АиФ» попытался понять, Как переходят от таких слов к делу.
Сигнал катастрофы
«В американских компаниях нецензурная брань приравнивается к сексуальным домогательствам. За оскорбление словом могут уволить», — свидетельствует Евгений Комаров, несколько лет проработавший пилотом на гражданских авиалиниях США. В России к мату относятся философски, что подтверждают представители разных сфер, которых мы опросили.
Алексей Пустоветов, ООО «Инженер»: «Я 12 лет прослужил в армии, где собраны люди с разной подготовкой, образованием, принципами, что требует твёрдых мер в управлении. Мат здесь — сигнал, предотвращающий аварию, катастрофу. Его обилие лишь подчёркивает ежедневную стрессовую ситуацию. Затем я руководил предприятием, выполняющим заказы по освещению. Там приходилось применять „идиоматические выражения“, чтобы кратко и ёмко обратить внимание на ошибки разнорабочих из СНГ, многие из которых плохо знали русский язык. До людей, занятых тяжёлым физическим трудом, с помощью длинных, красивых, технически грамотных фраз быстро не достучишься. Но никогда нельзя ругать человека матом, если он этого не заслужил».
Александр Тепляков, туризм: «Психологи советуют не держать негатив в себе в стрессовых ситуациях. И многие мат применяют для эмоциональной разгрузки. В турбизнесе сейчас, во время пандемии, стрессов хоть отбавляй, и я лично знаю управленцев крупных фирм, разговаривающих матом. Есть примеры, когда они вполне эффективны. Сотрудники их побаиваются. Но если люди с грубыми начальниками работают — значит, всех всё устраивает».
Александр Высоцкий, консалтинг: «Я был владельцем нескольких производственных компаний. Мой вывод: если люди работают с чем-то твёрдым, материальным, для них жёсткий руководитель будет гарантом стабильности, и неважно, что он использует мат. Но в большинстве сфер бизнеса уже мало физической силы. Нужно творчество, идеи, а значит, стабильное эмоциональное состояние. Поэтому я не управляю своими нынешними сотрудниками с помощью мата».
Средство от боли
Не так примитивен мат и с научной точки зрения. Исследования британского психолога Ричарда Стивенса показали, что он работает как анальгетик, повышая устойчивость к боли. Студенты, которые повторяли ругательство, смогли держать руку в ведре с ледяной водой дольше, чем те, кто произносил что-то нейтральное.
Крепкое слово может повысить убедительность сообщения, так как несёт не только смысл, но и эмоциональное отношение к сказанному. Есть наблюдения, что матерщинники более искренни, раскованны и креативны. А когда на табуированный язык переходят люди, находящиеся на разном уровне власти и ответственности, их статус уравнивается. С этой точки зрения мат универсален. Но почему тогда одни в нём просто купаются, а других он коробит? В последние годы учёные исследовали и этот вопрос, установив, что отношение человека к нецензурным богатствам языка зависит от того, наказывали его в детстве за мат или нет. И если эти слова — табу с детского сада, не факт, что они окажут живительное воздействие.
Главные матерщинники
В России, по данным Mail.ru, меньше всего ругаются занятые в сфере образования (17%). А в топ-5 самых «нецензурных» сфер входят строительство (64%), промышленность (60%), информационные технологии (58%), торговля (51%), реклама, маркетинг и PR (49%). В малом и среднем бизнесе мат в разговоре использует половина сотрудников.
Мужчины матерятся чаще, чем женщины (59% против 32%). Большинство делает это, общаясь с друзьями (65%) и коллегами (58%). В разговорах с подчинёнными матюкается каждый третий, но в присутствии начальства — только каждый четвёртый. Среди сотрудников, не брезгующих грязным словом, больше всего людей в возрасте от 25 до 40 лет — то есть тех, кто начал работать в эпоху современного шоу-бизнеса и социальных сетей, наводнённых шутками ниже пояса. Для молодёжи табу на мат уже нет.
Означает ли это, что люди из России — главные матерщинники мира? «Это такой же стереотип, как тот, что наша страна самая пьющая, — считает Тепляков. — Среди иностранцев мы выделяемся витруозностью и длиной ругательств, которые позволяет создавать русский язык. Когда я жил в Германии, мне казалось, что больше всего сквернословов именно там. А когда приезжал в США, мнение менялось, так как местные пускали в ход всем известные английские слова в любой нервной ситуации».
Однако по опросам, проведённым уже на Западе, для 81% зарубежных руководителей грязный лексикон — повод поставить под сомнение профессионализм. Сложно представить германский или американский завод, где на матерном языке проходят производственные совещания. «В США принимают на работу не человека, а трудовую единицу, — делится наблюдениями Комаров. — Непечатные выражения здесь можно услышать на складе, но в офисе — крайне редко. А если кто-то это правило нарушает, то такой человек считается непредсказуемым и трудноуправляемым. И неважно, как сильно у него за дело душа болит».
В России же грань между бытовым и рабочим общением смазана. Традиции на этот счёт менее строгие, а законов нет вообще. «Я много лет выступала в судах как адвокат по трудовым спорам, но ни разу не слышала об иске, поданном сотрудником к руководителю, оскорбившему грубым словом, — признаётся профессор Финансового университета Марина Буянова. — В Трудовом кодексе ничего не сказано о праве работников на уважительное отношение со стороны представителей работодателя. Менеджера-грубияна можно наказать, только если он нарушает какой-то корпоративный документ, где сказано, что он обязан быть вежливым, — правила внутреннего распорядка или должностную инструкцию».
Да и мало написать о вежливости на бумаге. «Если директор матерится на совещаниях, то и подчинённые будут так делать, — отмечает Венерова. — И очень много зависит от того, как организована работа. Если она планомерная и предсказуемая, поводов для выброса эмоций поменьше. А когда люди постоянно гасят пожар и исправляют чьи-то ошибки, им трудно вести себя корректно и невозмутимо».