«Устроюсь дворником». Сотрудники General Motors — о сокращениях на заводе

Недавно компания General Motors заявила об уходе с российского рынка в связи с кризисом в стране, падением рубля и последовавшим спадом продаж. Тысячи людей в России окажутся без работы. В Петербурге сборочное предприятие GM будет законсервировано, а 915 человек уволят с завода. Бывшие сотрудники концерна понимают, что на поиск новой работы в условиях кризиса может уйти больше года.

   
   
Завод General Motors в Петербурге законсервировали. Фото из личного архива сотрудников завода

Несколько дней назад сотрудники завода вышли на пикет с требованием соблюдения своих прав. В Межрегиональном Профсоюзе Рабочей Ассоциации заявили, что сотрудников завода заставляют подписывать заявления об увольнении по соглашению сторон, чтобы выплатить им меньше компенсации, а также не дают ознакомиться с документами.

В General Motors эту информацию отрицают. В компании сообщили, что предлагают рабочим 7 окладов в качестве компенсации. Рабочие требуют 18. А также гарантию, что если производство возобновится, их примут первыми. Однако многих уже успели уволить вообще без компенсаций, утверждают некоторые сотрудники. АиФ.ru. поговорил с рабочими закрывающегося завода.

Сотрудники завода не подозревали о сокращениях. Фото из личного архива сотрудников завода

Сергей, оператор конвейера:

Когда зимой по Петербургу пронеслась волна сокращений, у нас на заводе все были спокойны. Начальство заверило нас, что увольнять никого не будут, чтобы мы не переживали. Лично я вообще ничего не подозревал. Как-то раз перед сменой я сидел дома и просматривал новостную ленту в интернете. И вдруг я увидел заметку о том, что на General Motors пройдут сокращения. Я так и замер перед монитором. Сначала я решил, что это какая-то ошибка или «жёлтая» пресса опять чудит... Решил проверить. Эта новость оказалась на большинстве информационных сайтов. Это ужасно — узнать о своем увольнении по интернету через посторонний источник. Спустя пару дней нам объявили о сокращениях.

Я не хотел уходить, да и работодатель элементарно не имеет права сократить сразу 99% сотрудников. Пошёл к начальству и прямо сказал об этом. Я отказался подписывать заявление об уходе по сокращению в результате был уволен по статье. Недавно мои коллеги митинговали на тему того, чтобы им вместо семи окладов — ещё не выплаченных, кстати — дали сразу восемнадцать. Я же не получил вообще ни одного оклада, просто был вышвырнут на улицу, как собака. А я всего лишь хотел защитить себя и других рабочих. Мои финансы закончатся через пару недель. Сейчас я ищу работу и продаю свою машину. А ведь летом ещё в Крым собирался семью свозить, но теперь — лишь бы на пропитание хватило.

Около тысячи рабочих завода попали под сокращение. Фото из личного архива сотрудников завода

Владислав, механик:

   
   

Это может показаться забавным, но я мечтал стать автомехаником с самого детства. Уже в 12 лет мог практически разобрать и собрать машину. Тогда я мечтал о переезде в Америку, чтобы работать там в самой престижной автомобильной компании — General Motors. Когда в Петербурге появился завод GM, я понял, что это просто судьба. После армии сразу же без проблем устроился туда механиком. Это сложный физический труд, но мне он нравился. Тем более, ничего другого я делать в жизни не умею.

Я проработал на заводе шесть лет. Нередко получал премии за перевыполнение плана. Уже даже сам начал гордиться собой: значит, не зря я пошёл в автомобильную отрасль. В феврале этого года мой друг и коллега сказал мне, что нам пора подыскивать другое место работы, что на заводе будут сокращения. Я тогда не поверил ему, а про себя подумал: «Если и будут сокращения, меня точно не уволят, я же один из лучших!». А в марте руководство сообщило, что мы попали под сокращение.

Я сразу же обзвонил все автозаводы города, их в Петербурге немало. Мне ответили, что сейчас кризис и им сотрудники тоже не нужны. На GM мне осталось отработать чуть больше недели. Потом я уйду в никуда. Где мне ещё искать работу, я понять не могу. Правда, на заводе мне пообещали выплатить компенсацию. При самом лучшем раскладе этих денег мне хватит на полгода, за которые я вряд ли найду себе нормальную работу. Буду сдавать свою однушку, а сам устроюсь дворником. Я слышал, им бесплатно жильё дают.

Для рабочих правила по-настоящему изменились. Фото из личного архива сотрудников завода

Эдуард, специалист по сборке:

Я проработал на заводе GM почти десять лет. Чувствовал себя так же уверенно, как «дед» в армии, но вёл себя по-человечески со всеми. Когда приходили новички, меня всегда ставили обучить их, показать, как и что надо делать. Отпуск всегда давали в июле. Всегда хорошие премии платили. Три года назад я женился, потом жена забеременела. Мы продали свою комнату в коммуналке и сделали первый взнос по ипотеке. У нас родился ребёнок. Я был самым счастливым.

Зимой на заводе пошли слухи о том, что нас собираются сокращать. Я забеспокоился и пошёл к начальству, чтобы узнать правду. Мне ответили, что сократят всего несколько человек из-за падения продаж, но меня точно не будет в их числе. Я поверил, но в марте выяснилось: «несколько человек», которых собирались сократить, превратились в почти тысячу. Меня тоже сократили. Сказали: «Извини, а что мы можем сделать?». А могли просто сказать правду, чтобы я заранее начал работу искать! Теперь я сижу без работы, зато с женой в декрете, годовалым ребёнком и невыплаченной ипотекой. Да, пообещали выплатить сразу несколько окладов, но я пока этих денег не видел и уже ни в чём не уверен.

Я не знаю, как буду содержать семью через несколько месяцев. Хотя, может быть, у нас к тому времени будут проблемы и понасущней — за невыплату по ипотеке могут вообще на улицу выселить.

Производство на GM будет остановлено. Фото из личного архива сотрудников завода

Михаил, автосварщик:

Я проработал на заводе GM пять лет. Это было хорошее время. У нас был дружный коллектив, понимающее руководство. Вот только расстаться по-человечески не получилось, очень жаль. Нам ведь до последнего не говорили, что грядут сокращения. Объявили уже по факту, в последний момент. Кто не хотел уходить по сокращению — тех уволили по статье. Я сначала не слишком сильно расстроился. Подумал: с кем не бывает? Чтобы было проще найти работу, решил сразу встать на биржу труда. Там мне сказали, что это бесполезно: на автомобильные заводы сейчас никто не требуется. В нашей сфере кризис.

Я решил привлечь внимание жителей города к этой проблеме. Позвонил в несколько печатных СМИ, общественных организаций. Они только сочувственно повздыхали и пообещали что-нибудь сделать. В итоге так ничего и не сделали. Все засуетились после того, когда мы вышли на митинг. Про нас стали писать, говорить. Местные власти пообещали помочь в переобучении по другой специальности. Если даже это правда, но обучение уйдут месяцы. А работа нужна сейчас! Никакой компенсации на заводе нам до сих пор не выплатили, и я сомневаюсь, будет ли она вообще. Я стараюсь максимально экономить деньги. Ношу каждый день одни и те же кроссовки, а обедать хожу к друзьям.

GM был одним из крупнейших заводов в Петербурге. Фото из личного архива сотрудников завода