Создать для российских специалистов IT-отрасли национальную систему подтверждения квалификации планирует сервис по трудоустройству HeadHunter вместе с Минцифры. Ранее подобные квалификационные дипломы выдавали ведущие западные компании — Oracle, Red Hat, VMware и другие, — их обладателям отдавали предпочтение при найме, могли предложить чуть более высокую зарплату, вспоминают программисты со стажем. В прошлом году практику выдачи таких сертификатов российским специалистам западные компании свернули, и рынок объемом около 300 млн рублей остался свободным. В перспективе он может вырасти до 1 млрд рублей, считают эксперты.
Сам факт проработки такой системы квалификационных сертификатов «АиФ» в компании HeadHunter подтвердили, но детали отказались раскрывать до окончания переговоров с профильным ведомством.
Одного диплома мало
Профессиональный сертификат необходим, одного диплома об образовании гособразца мало, чтобы судить о квалификации кандидата, это признают даже в университетской среде.
Такая бумага может открыть доступ к дополнительному доходу, разнообразным бонусам и другим преимуществам, продолжает эксперт. Но чтобы эта система заработала, сама площадка для сертификации должна обеспечить себе безупречную репутацию, разработать критерии оценки, соответствующие потребностям рынка труда, а процедура оценки соискателей — стать прозрачной и объективной, добавляет Савченко. Без этого особой ценности такие документы иметь не будут.
Переученным в помощь
«Сертификация специалистов — принципиально важный момент при официальном трудоустройстве, чтобы сотрудники подтвердили свою квалификацию и умение работать с отечественным программным обеспечением, — говорит депутат. — Педагоги в школах тоже регулярно подтверждают свою категорию, которая позволяет им преподавать и за которую доплачивают. Поэтому сертификация IT-специалистов, безусловно, нужна».
Однако создавать одну или единую систему подтверждения квалификации в отрасли будет неправильно, добавляет Чаплин и предлагает ввести профессиональную сертификацию на базе нескольких ведущих компаний отрасли. Это позволит избежать монополии и добиться более объективной системы оценок.
Отрасль не принимает
«Может возникнуть обратный эффект — если человек получил сертификат, значит, у него проблемы с поиском работы, иначе зачем бы он его получал? — объясняет он. — Пока эта инициатива больше похожа на желание занять освободившуюся рыночную нишу и заработать денег — например, за счет курсов, которые будут предлагаться перед получением сертификата. Возможно, спрос на них будет у начинающих айтишников, которым надо как-то выделиться среди других соискателей. И крупные компании, которым нужно нанять, например, сотню разработчиков, могут иметь в виду этот сертификат как критерий для первого отбора, — "липовых" резюме среди новичков и выпускников разных курсов довольно много».
Впрочем, и в этом случае автоматического доверия к отечественному сертификату не появится, добавляет Степанов. Из всего набора возможных квалификационных документов от международных компаний реальный авторитет был только у одного из них, считает он.
«Есть вопрос и в том, как один сертификат может покрыть все области, которые есть в современной IT-отрасли», — заключает Степанов.