Сможет ли замотивировать и удержать работников Доска почёта? За и против

Нина Падалко / РИА Новости

ВЦИОМ приводит любопытные цифры: если в 2016 году 62% жителей страны считали, что повышение зарплаты – основная мотивация для улучшения производительности труда, то сейчас таких 45%. Согласно выводам социологов, стимулирующий вес денег падает. Видимо, исходя из этого, в Госдуме предложили вернуть на предприятия доски почёта как способ морального поощрения. Можно ли так замотивировать и удержать работников?

   
   

Против

Евгений Курдюков, фрезеровщик, г. Липецк

Доска почёта, вымпелы, благодарности и прочее – это, конечно, хорошо. Но я бы рассматривал все эти нематериальные варианты исключительно как дополнительное поощрение лучших работников. Главный мотиватор повышения производительности труда – это всё-таки достойная зарплата. Которая выплачивается регулярно, повышается вслед за инфляцией и на основании достижений человека.

Если тебе нечем кормить детей и платить за квартиру, если нет возможности раз в год поехать отдохнуть и поправить своё здоровье, вряд ли возможность стать «почётным работником» заставит тебя трудиться лучше. Пока не удовлетворены какие-то базовые потребности, мне кажется, не стоит удовлетворять и более «высокие».

Кроме того, надо понимать, что все люди разные. Одним нужно общественное признание своих заслуг. Другие, наоборот, не любят привлекать к себе излишнее внимание. А от хорошей зарплаты точно никто не откажется.

Я сам всю жизнь проработал на станках, на заводе, был однажды и на Доске почёта. Безусловно, приятно, когда твой труд замечают… Но независимо от нахождения моего фото в рядах передовиков я всегда получал приличные деньги, на которые мог содержать свою семью. Поэтому хотелось работать.

И молодёжь стремилась попасть к нам. Да, работа на производстве никогда лёгкой не была, зато зарплатой у нас никого не обижали.

   
   

Итог: нематериальная мотивация работает, только когда выполнен «зарплатный минимум». Но если предприятие не считает нужным тратить день­ги на поощрение сотрудников, всё остальное не имеет смысла.

За

Екатерина Карпенко, управляющий партнёр рекрутингового агентства «ТИРС»

Работодатели сегодня находятся в условиях жесточайшей конкуренции за кадры.

Растёт промышленность, рынку труда нужны токари, монтажники, водители, операторы сложной техники. А молодёжь предпочитает идти в курьеры, таксисты, на маркетплейсы – туда, где нагрузки меньше.

Зарплаты на предприятиях сейчас достаточно высокие, поэтому одним только регулярным их повышением работника уже не удержать и не замотивировать. Бизнесу пора перестать мыслить стереотипами десятилетней давности. Недостаточно просто посулить человеку хороший доход, потому что конкуренты могут предложить ещё больше. Гораздо успешнее в этом случае оказывается система привилегий: бесплатное питание, доставка до места работы и обратно, детские праздники, подарки, путёвки в санаторий и пр.

Психологию труда никто не отменял. Эффект от увеличения зарплаты через какое-то время нивелируется, потому что человек начинает реализовывать больше своих потребностей. И сможет ли работодатель выдержать эту бесконечную гонку на повышение? Поэтому признание заслуг, уважение по-прежнему важны, как и устойчивость самого предприятия. Молодым людям хочется видеть себя в развивающихся компаниях. И на это работодателю надо делать акцент.

В нашей практике немало примеров, когда человеку предлагалась работа на, казалось бы, не слишком интересных финансовых условиях, но он всё равно выбирал её, потому что видел потенциал компании.