Реальные кадры для реальной экономики. Как школьнику выбрать профессию?

Школа должна предложить такой выбор профилей, чтобы каждый мог раскрыть способности. © / Фото: Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Раскрыть таланты каждого

Все родители рано или поздно задают себе во­прос: в какой области скрыты таланты его ребёнка? Если дитя уже в 5-м классе твёрдо решает стать врачом или военным, то все вокруг одобрительно кивают: вот молодец, какой толковый мальчик (или девочка). Но таких детей - единицы. Многие старше­классники не могут понять, куда им податься - в технари или гуманитарии. Более того, даже мудрёные психологические тесты в этом вопросе не помощники. Другое дело - со­временная московская школа с профильным образованием по самым разным направлениям - от физики до спорта - вполне может решить этот вопрос.      

   
   

Из школы в вуз 

Тут наверняка многие возразят: ну так и раньше были школы с углублённым изучением отдельных предметов, что изменилось-то? Всё! 

«Подход к профильному обучению поменялся принципиально, - уверен Максим Иванцов, директор школы № 814. - Лет 10-15 назад, если ребёнок поступал, скажем, в математический класс, это означало лишь то, что у него будет не три урока математики в неделю, а пять. Сейчас не только увеличиваются часы на углублённое изучение предмета, но и создаются новые образовательные программы. Добавляются новые формы обучения - работа с источником информации, проект­ная и групповая деятельность. Даже название уроков говорит само за себя. К примеру, вместо информатики теперь - архитектура компьютерных систем. У ребят появилась возможность не только изучать науки в школе, но и почувствовать себя в роли студентов вузов: слушать лекции ведущих профессоров, участвовать в мастер-классах престижных университетов. В частности, в рамках программы «Медицинские классы» Департамента образования Москвы наши дети из химико-биологических или медицинских классов имеют возможность посещать практические занятия прямо на базе медицинских вузов. Ученики, углублённо изучающие физику, могут общаться посредством видеосеминаров с учёными из Европейской организации по ядерной энергетике (CERN) со штаб-квартирой в Женеве. А это, согласитесь, со­всем иной уровень образования.   

Но самое главное в другом. Раньше «углублёнка» была нацелена на получение неких измеримых количественных результатов. Проще говоря, чтобы дети успешно сдали экзамены по профильным предметам и таким образом дали положительную статистику школе. Сейчас мы смотрим на профильное обучение как на некий ресурс развития наших выпускников. То есть со сдачей ЕГЭ у них всё не заканчивается, а только начинается».

Более того, благодаря тому что столичные школы объединились в большие комплексы, многие из них имеют возможность предложить старшекласс­никам совершенно немыслимый выбор направлений профильного обучения - до 7-9 (плюс разнообразные программы дополнительного образования по каждому профилю), где каждый может найти себя. «Среди профилей есть даже физкультурный или спортивно-оздоровительный, - продолжает М. Иванцов. - И дети, которые не очень успешны в науках, но одарены как спортсмены, могут совершенно спокойно продолжать обучение. И они будут ковать свои спортивные победы на базе наших школ. Поэтому я глубоко убеждён, что сегодня универсальные, так называемые общеобразовательные классы должны уйти в прошлое. Таланты есть у всех детей, их нужно уметь распознать и развить». 

Тест на испуг?

Как проходит отбор в профильные классы? Обычно учитывается средний балл аттестата, особенно по профильным предметам, и результаты сдачи Основного государственного экзамена (ОГЭ). А вот тестирование не практикуется. «Мы ведь принимаем в профильные классы не только детей из наших школ, которых хорошо знаем. Подвергать новичков тестированию - значит автоматически ставить в неравные условия с нашими учениками», - поясняет М. Иванцов. 

«Тестирование для отбора детей - это самая большая гадость, которая только может быть, - ещё более категоричен Илья Бронштейн, директор школы № 1371. - Тест ничегошеньки не покажет, кроме степени испуганности ребёнка. Поэтому мы, например, не ограничиваем доступ детей в классы с углублённым 

   
   

изучением предметов. Если есть свободные места, то по заявлению родителей принимаем всех желающих. А дальше уже через пару месяцев нахождения ребёнка в среде с углублённым изучением предмета становится понятно, есть ли у него склонности. Никакими тестами эти способности не выявишь. Если ребёнок занимается успешно и у него ещё хватает времени и сил, чтобы проявить себя в других сферах, нет отторжения и снижения мотивации к учёбе (это самое главное!), значит, выбор правильный. Если ребёнок не получает удовольствия от учёбы, ему сложно и трудно, ухудшается самочувствие, значит, ему вместе с родителями надо подумать о переходе на другой профиль». 

Как сделать выбор? 

К слову, подумать, куда податься, можно не только в 9-м классе, а намного раньше. Во многих московских школах сегодня реализуется предпрофильная подготовка. 

«Спецкурс «Знакомство с миром профессий» у нас начинается для детей старшей группы детского сада, то есть с 5 лет, - продолжает М. Иванцов. - А с 8-го класса появляется предпрофильная подготовка по крупным направлениям - гуманитарное, естественнонаучное и техническое. Ребёнок может в эти два пробных года понять, что ему по душе, и после 9-го класса выбрать более узкую специализацию. Например, в том же гуманитарном направлении - социально-экономический профиль или филологический. Я убеждён, что осознанный выбор будущей профессии ребёнок может сделать не раньше 14 лет. Кроме того, определиться детям помогают школьные психологи». 

Но если ребёнку нравится заниматься математикой, в какой класс ему пойти - физико-математический, инженерный или экономический? Да и мнение школьных учителей не всегда бывает объективно. 

«Если вам трудно сделать выбор самостоятельно, можно обратиться в Московский центр качества образования, - советует Любовь Самборская, заместитель председателя экспертно-консультативного совета родительской общественности Департамента образования Москвы. - Специалисты проведут независимую оценку уровня знаний ребёнка по любому предмету, посмотрят, какие интересы и склонности у него преобладают, и дадут рекомендацию». 

Инженеры, медики, офицеры

Созидать, а не болтать

В этом году Департамент образования Москвы инициировал создание в столичных школах инженерных и медицинских классов. Все оснащены специа­лизированным оборудованием (в частности, есть кбаинеты робототехники) и работают в тесном сотрудничестве с вузами. Также с прошлого года в столице активно развивается кадетство. 

«Ещё недавно большинство выпускников стремилось стать юристами-экономистами, поэтому многие дети выбирали социально-экономический профиль обучения в старшей школе, - объясняет М. Иванцов. - Недавно проведённое анкетирование родителей девятиклассников показало, что на социально-экономический профиль в следующем году наберётся едва один класс. Очень много деток хотят пойти именно в физико-математический, инженерно-технологический или химико-биологический классы. В этом году мы впервые собрали группу на химико-биологический профиль, чего не было никогда в нашем микрорайоне. То есть возрождается интерес к тому образованию, которое позволит нашим детям через пять лет после выхода из школы получить диплом инженерного или медицинского института или университета и пойти работать в реальный сектор российской экономики».

Растёт интерес детей и к военной карьере. 

«В нашей школе введение кадетских классов получило такой отклик со стороны детей и взрослых, что мы пошли навстречу пожеланиям родителей и начали обучать детей по военно-патриотическому профилю со 2-го класса начальной школы, - делится Лариса Валишина, директор гимназии № 2072. - Кстати, в кадетских классах с удовольствием учатся и девочки, приходят ребята из других школ. Благодаря такому профилю мы решаем сразу несколько образовательных и воспитательных задач. С одной стороны, удовлетворяем запросы семей, с другой - занимаем детей нужным и полезным делом, вытаскиваем с улицы. Надо сказать, что классы эти достаточно непростые: не всем ребятам даётся успешная учёба, кто-то недополучает внимания со стороны родителей, потому что те вынуждены много работать, или живёт в не совсем благополучной семье. К слову, если ребёнок учится в кадетском классе, то группа продлённого дня родителям уже не нужна - дети по вечерам под присмотром. С кадетами занимаются кадровые офицеры-воспитатели.

Школу по этому направлению курируют военные академии, МВД, ветеран­ские организации. Столичным Департаментом образования выделяется целевая субсидия на бесплатную форму кадетам начиная с 7-го класса, а для более младших учеников школа покупает форму на свои ­внебюджетные средства. В прошлом году наши ребята участвовали в параде Победы на Поклонной горе, в Первом кадетском форуме в Кремле - так что теперь все ходят гордые и счастливые с медалями. Более старшие ребята регулярно ездят на военные сборы». 

«Кадетское образование как форма подготовки выпускников школ к военной и государственной службе в столице реализуется в соответствии со ст. 86 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № ­273-ФЗ), - говорит Алла Плахова, директор школы № 2129, где тоже есть и пользуются популярностью кадетские классы. - Наша миссия - опираясь на традиции, воспитывать лидеров и будущий цвет нации: высокообразованных, целеустремлённых, физически, духовно и культурно развитых, нравственно воспитанных юношей и девушек с высоким уровнем мотивации к служению Отечеству».

С языком - хоть в Кембридж

Однако многих детей, как и прежде, увлекает изучение иностранных языков.

«Сегодня в этом учителям помогают электронные учебники, возможность общаться с носителями языка, живущими в других странах, благодаря видеоконференциям, - рассказывает И. Бронштейн. - Наша школа № 1371 - с углублённым изучением английского языка. Особенность в том, что помимо изучения иностранных языков по углублённой программе дети сегодня могут заниматься дополнительно подготовкой к международным кембриджским экзаменам по англий­скому языку. После успешной сдачи таких экзаменов наши ученики получают сертификат, который действует пожизненно и является условием для поступления в 571 университет мира и работы более чем в 1200 международных корпорациях. Так что это очень хорошее подспорье в дальнейшем образовании и карьере выпускника. 

Какие языки сегодня выбирают дети, кроме английского? Востребованы немецкий и французский. Интерес ко второму у многих семей растёт, и это связано с интересами российских компаний в Африке, а она вся говорит на французском. Следующий по популярности после этой пары - испанский. И далее примерно равнозначны китайский, итальянский, португальский и арабский языки. 

Очень важный момент - подготовка преподавателей. Учитель английского языка - это человек, который всегда может заработать вне школы - в коммерческих компаниях или заниматься репетиторством. Но сегодня московская школа может себе позволить пригласить на достойную заработную плату серьёзного учителя англий­ского. Да, это стоит дорого. Но экономить на качественном образовании молодого поколения - значит лишать себя будущего».