Рай на земле. Как жизнь в подмосковном Селятино раскатали фурами

Алексей Дуэль / АиФ

Если бы мне в 2003 году кто-то сказал, что в Селятине построят рай на земле, я бы не поверил. Тогда я попал сюда в госпиталь — заболел во время сборов в воинской части в соседнем Алабине. Сейчас на месте бывших казарм парк «Патриот», а Селятино действительно стал эталонным пригородным поселком. И пытается этот статус сохранить, хотя законы экономики старательно убеждают местных в обратном: им предписана индустриализация.

   
   

Атом — уют — сухой порт

Дом культуры «Мечта» — место долгожданной встречи жителей Селятино с губернатором Подмосковья Андреев Воробьевым. Содержание разговора очень простое: жить в поселке стало невозможно, его улицы забили фуры. Из-за них не пройти и не проехать, детей страшно отпускать одних на дорогу, машины стоят вдоль домов, а те, у кого рефрижераторы, еще и постоянно газуют, чтобы поддерживать в кузове температурный режим. Кроме этого, есть еще проблемы с учителями, врачами, состоянием улиц.

Губернатор Московской области Андрей Воробьев на встрече с жителями Селятино в ДК «Мечта». Фото: АиФ/ Алексей Дуэль

В Селятине подмосковные власти способны выполнить работу над ошибками британской монархии. 

Когда-то на заре промышленной революции в Англии земледельцев сгоняли с полей: тогда выяснилось, что разводить овец им намного выгоднее, чем сеять хлеб. В результате все это привело к восстанию луддитов, которые разрушали промышленные механизмы, считая, что те отнимают у них доход и зарплату.

Что-то похожее сейчас назревает в подмосковном поселке. И чтобы аналогия не оказалась полной, надо заранее принять меры к тому, чтобы обеспечить мирное сосуществование двум совершенно разнонаправленным вещам: экономически целесообразной индустриализации и чаяниям местных жителей об уютном и спокойном поселке с благоприятной экологией. Вот только как это сделать?

Фото: АиФ/ Алексей Дуэль

История Селятино очень показательна. В советские времена фактическим владельцем поселка городского типа был трест «Гидромонтаж». Серьезная организация относилась к ведению Министерства среднего машиностроения СССР и воплощала по всей стране разнообразные атомные и гидротехнические проекты. Это обеспечивало местным приличные заработки и неплохую инфраструктуру. В 1990-е все начало банкротиться, бывшие цеха стали складами: торговля тогда оказалась самым выгодным занятием. Некогда громкая и шумная промзона стала тихой, перевалка грузов на станции тоже почти прекратилась. 

И тут у Селятине появилась вторая жизнь. Поселок стал очень уютным и спокойным, пусть и довольно дальним пригородом Москвы. На электричке отсюда до метро «Кунцево» — 50 минут, платформа прямо под боком, рядом Киевское шоссе. Оставшаяся от минсредмаша добротная инфраструктура, хорошая экология, леса кругом. Алабинский полигон разве что грохочет по ночам, но там ведь учения. А жилье стоит относительно недорого, что и дало новый толчок к развитию поселка. Это один из немногих населенных пунктов с такой советской историей, где численность населения практически все время росла. Если в 1979 году здесь жили 10,5 тыс. человек, то в 2023 году — уже 14,5 тыс. Затихшая промзона только способствовала тому, что сюда стали приезжать новые жители. И такая благодать продолжалась буквально до последнего времени. Пока Селятино не забили фуры.

   
   
Фото: АиФ/ Алексей Дуэль

В плену колец

В Подмосковье есть две крупнейшие узловые железнодорожные станции: Орехово-Зуево и Бекасово. После того как Запад объявил нам санкции, внешняя торговля сделала вместе со всей экономикой поворот на Восток. Если предыдущие 30 лет импортные товары фурами везли через западную границу, и они равномерным слоем растекались по стране, то теперь так вести дела стало невозможно. И поставки пошли по железным дорогам. То, что отправляется в московский регион, в значительной части оседает на двух упомянутых ранее станциях.

Нажмите для увеличения

Каждый грузовой состав везет столько, что для его разгрузки нужны от 50 до 100 фур. На них на станциях перекидывают контейнеры, чтобы доставить дальше. И если раньше в Селятине заезжали отдельные тягачи, то теперь поток стал массовым: к каждому поезду. А их сюда теперь снова прибывает много.

Фото: АиФ/ Алексей Дуэль

Орехово-Зуево — это трасса М-12 и Горьковское шоссе, по которым товары надо отправить дальше. Если к «платнику» вопросов нет, то Горьковка проходит по и без того забитой Балашихе, пускать туда дополнительный поток не резон. 

Бекасово — это Киевское шоссе, оно прошло реконструкцию, рядом ЦКАД, здесь же Большое кольцо Московской железной дороги. С точки зрения логистики ситуация намного более удачная, чем в Орехово-Зуево. А сравнительно небольшая станция Селятино — рядом и, по сути, дополнение к Бекасово. Сюда и перераспределили грузопоток. В общем, был сначала атомный поселок, потом идеальный пригород, а теперь стал сухой порт. 

«Дорога-то одна, заезды с Киевского шоссе и ЦКАД идут через поселок, — объясняет тренер местной хоккейной школы Вячеслав Махов. — Те, кто едут на таможенный терминал, останавливаются, забивают улицы. У них территория маленькая, они всех впустить к себе не могут. Второй большой аграрный хаб — „Славтранссервис“ — он с огромной стоянкой на территории. Но чтобы к ним попасть, надо через весь поселок проехать, и вдоль станции тоже. А там люди идут на электричку, дети спешат. В результате из-за фур невозможно ни пройти, ни проехать, машины везде просачиваются. А народ у нас в основном в Москве работает. Приезжают вечером, а тут ни повернуть, ни к дому пробраться...»

Въезд в терминал «Славтранссервис», путь к которому от шоссе проходит через весь поселок. Фото: АиФ/ Алексей Дуэль

Сто вариантов

Все это губернатор Воробьев выслушал, необходимые поручения своим министрам дал. А с фурами решили так: месяц все вместе будут думать над решением, пока же указание такое: за спокойствие жителей отвечают владельцы терминалов, пусть сами придумывают, как не спровоцировать новых беспокойств. Иначе, мол, применим к ним строгие меры.

Владельцы терминалов на встрече присутствовали в количестве 50%: совладелец и глава совета директоров «Славтранссервиса», к которому фуры едут через весь поселок, Андрей Голландцев был, а от таможенного терминала «Селятино» никто не пришел. Говорят, там собственники обитают в далекой загранице, по таким пустякам на билеты решили не тратиться.

Въезд в таможенный терминал «Селятино», очереди из грузовиков к которому выстраиваются на улицах поселка. Фото: АиФ/ Алексей Дуэль

«У нас грузооборот по станции сейчас — треть того, что было при СССР, — говорит Голландцев. — Просто за 30 лет все забыли это, люди воспринимают Селятино как тихое, почти дачное место. У нас население выросло в разы, число машин — в тысячу, наверное, раз, особенно если учесть окрестных дачников. Транспортную инфраструктуру поселка заложили еще в 1950-е годы, с тех пор она и остается такой же. Конечно, она с этим навалом уже не справляется. Экономическая реальность такова, что Селятино неизбежно станет индустриальным поселком. К сожалению, это за рамками личного восприятия человека».

Компания Голландцева готова построить себе прямой заезд с Киевского шоссе. Для этого надо прорубить дорогу длиной 800 метров через лес. Они берутся это сделать даже за свой счет. Есть два варианта трассировки, оба с недостатками, но, главное, это уберет их фуры с улиц Селятино. Владельцы таможенного терминала свою позицию не сообщают, но за них, похоже, уже все решили. Их территория тыльной стороной примыкает к ЦКАДу, значит, там можно организовать прямой заезд. Осталось согласовать это с ГК «Автодор», которая управляет дорогой. Вряд ли там будут довольны перспективой получить на эталонной платной трассе хвост из фур, ожидающих разгрузку. Но с точки зрения селятинцев, так будет намного лучше, чем есть сейчас. 

«Тут еще в чем сложность — кругом Новая Москва, в которой мы тоже побыли две недели, но потом границы регионов уточнили, и мы остались в области, — добавляет Махов. — Тут с какой стороны что ни строй, надо с ними согласовывать: или по их территории пройдем, или им пробку на развороте организуем. И у очень богатых людей рядом есть участки, они тоже свой интерес имеют. Или вот тот лес, в который „Славтранссервис“ собирается врубаться. Он еще по советскому генплану был отведен под жилищное строительство. Когда „Гидромонтаж“ попытался это сделать, поднялся такой же вой, как был по Химкинскому лесу. Четыре года шли суды, люди попали под арест. В результате отводы земли отменили, участок остался в гослесфонде. И сейчас у нас тут есть „зеленые“, кто против этого заезда. Говорят, что если будет дорога, то и жилье построят. Предлагают некий мост через железную дорогу, прорубить дублер Киевского шоссе по промзоне, еще что-то. На каждый вариант у них по десять возражений. А проблему решать надо».

Планы новых дорог в Селятино, которые избавят улицы поселка от фур. Фото: АиФ/ Алексей Дуэль

Чисто английская история

Сами грузовые терминалы не только помогают всей стране отправлять в Китай и Индию товары, они еще и довольно крупные работодатели. В том же «Славтрассервисе» — 700 ставок. Из них мигрантами заняты только 60, остальные — для местных. Это примерно соответствует каждому десятому занятому жителю поселка. Понятно, что многие приезжают из окрестностей, но тем не менее. По свидетельству Махова, тут почти в каждой семье кто-то так или иначе связан с терминалом. 

«Мы грузчики, но своей работой мы даем развитие для перерабатывающих производств, чтобы поставлять в Китай не только сырье, но и продукты с более высокой добавленной стоимостью», — добавляет Голландцев. 

Селятино дает в бюджеты почти 2 млрд руб. И будет давать больше, если получит индустриальное развитие. Но местные жители, особенно перебравшиеся в уютный поселок уже в «тихие» российские времена, настаивают на сохранении статус кво, из-за которого и выбрали это место в свое время. Им вся эта промышленность и мощная логистика сухого порта вообще ни к чему. Люди держатся за свой уют, на что тоже имеют полное право.

В общем, идеальная реконструкция английской промышленной революции.