Приключения электроники. Когда на производстве начнут вкалывать роботы?

Один робот на производстве выполняет тот же объём, для которого потребовались бы 20 работников. © / istockphoto.com

Рекордно низкая безработица, тотальный кадровый дефицит и рост зарплат – казалось бы, есть все условия для замены недостающих людей роботами.

   
   

Наступит ли эра «вкалывают роботы, счастлив человек»? Рассказывает исполнительный директор Национальной ассоциации участников рынка робототехники Ольга Мудрова.

Двадцать к одному

Алексей Дуэль, aif.ru: Ольга, что может сегодняшний промышленный робот?

Ольга Мудрова: Один робототехнический комплекс (РТК) при круглосуточной эксплуатации выполняет тот же объём работы, для которого потребовались бы два десятка сотрудников. В принципе все рутинные процессы на современном заводе им вполне доступны. РТК трудятся в металлообработке, машиностроении, пищевой и фармакологической промышленности, изготовляют товары народного потребления. Всего в России сейчас задействованы 12,8 тыс. РТК.

– Это много или мало?

– В мире их более 4 млн штук. Только за 2023 год было установлено 540 тыс. единиц, а у нас – полторы тысячи. Хотя ежегодный прирост в России довольно высокий – 20% в год, в среднем на планете – только 10–14%, так что разрыв понемногу сокращаем.

Но есть ещё другой показатель – число РТК на 10 тыс. работников обрабатывающей промышленности. Тут разные оценки. Международная федерация робототехники утверждает, что он у нас равен 10, у Минпромторга получилось 19. Но это всё равно мало. В Южной Корее (мировой лидер) – 1012, в Сингапуре – 790, Китае – 470. Чтобы нам войти в топ-25 стран по использованию роботов (у России есть такая национальная цель), нужно дойти до показателя в 145. То есть каждый год надо вводить по 15–17 тыс. РТК.

   
   

– И что мешает это сделать?

– Тут несколько факторов. Первое – это деньги. Ставки по кредитам сейчас высоки, руководителям компаний проще нанять дополнительный персонал, пусть и с увеличившимися в последнее время зарплатами, чем ввязываться в инвестиционный проект. Причём стоимость самого механизма – это лишь треть трат. Основная расходная часть – установка РТК требует серьёзной модернизации производства. То есть робота ещё надо вписать в производственную линию. Ещё есть большая проблема с руководителями предприятий и инженерами-технологами – они не всегда понимают, как, где и в чём им может помочь РТК. Поэтому продолжают работать по старинке.

Плюс 90% РТК в России – это импорт. После того как на нас наложили санкции, увеличился объём поставок роботов из Китая, других стран, которые с нами продолжают сотрудничать. Но собственное производство пока очень ограниченно. Правда, сейчас есть госпрограммы, призванные нарастить производство отечественных роботов. Надеюсь, эти усилия сработают.

– Как быстро робот способен себя окупить?

– В среднем – за 3–5 лет. Хотя технологии идут вперёд, появилась возможность устанавливать типовые РТК, которые быстро разворачиваются на производстве. Окупаемость таких систем может быть до одного года. Конечно, быстрее окупаются роботы, установленные на новых производ­ственных площадках, которые сразу проектируются с учётом роботизированных систем.

Обучение и реальность

– В культовом фильме «Приключения Электроника» была замечательная песня: «Вкалывают роботы, счастлив человек». Эта эра уже близка?

– Теоретически – да, хотя, чтобы робот вкалывал, ему тоже нужна помощь человека, который правильно спроектирует робототехнический комплекс, сможет интегрировать его в производственный процесс, запрограммировать, будет обслуживать и контролировать работу системы.

– Таких профессионалов у нас достаточно?

– Профессиям, связанным с робототехникой, учат в шести десятках российских вузов. Ежегодный выпуск – 3 тыс. молодых специалистов. Плюс ещё учащиеся колледжей, техникумов. Но из них в профессии остаётся примерно треть – остальные уходят в другие сферы из-за того, что для них нет работы. Слишком мало в стране роботов, чтобы всем обеспечить занятость. Есть ещё один интересный феномен. Сущест­вует нескоординированность вузов в программах подготовки инженеров. По этой причине знания и навыки выпускников чаще всего не соответствуют запросам работодателей. Компаниям требуется серьёзно вкладываться в дополнительную подготовку молодых специалистов. На это уходят большие усилия и ресурсы, что, в свою очередь, сдерживает темпы внедрения роботов в промышленность.

Если мы сделаем обучение как можно более близким к реальным задачам отрасли, это в итоге приведёт к повышению общей производительности труда в стране и качества продукции. Такой вот клубок.

Без перерыва на обед

– На улицах городов появились роботы-доставщики. Они со временем вытеснят курьеров?

– Пока это больше забава. В городе беспилотнику не очень удобно. Но эти роботы занимаются важным делом: отрабатывают технологии. С компетенциями по такому транспорту у нас дело обстоит очень неплохо. А ведь со временем он мог бы взять не себя всю внутрицеховую логистику, работу на складах. Ещё у беспилотников большой потенциал в сельском хозяйстве. Да, есть трудности с привязкой к местности и построением карт, но, скажем, пахать поле трактор вполне может и без участия человека. Причём делать это круглосуточно и без перерыва на обед, точно ведя борозду от одного края до другого.

– Роботы оставят людей без работы?

– Нет, но они возьмут на себя рутинные повторяющиеся однотипные операции, оставив людям много других – гораздо более интересных – дел. Всё-таки роботы – это помощники человека, а не его заменители.