Учли китайский опыт
Идею формирования на территории города подобного кластера мэр Сергей Собянин озвучил в апреле 2018 г. на очередной встрече с президентом Путиным. Тот идею поддержал. С апреля по август Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства встречался с учёными и бизнесменами, выслушивая и обсуждая предложения по созданию наукограда. Эксперты старались учесть зарубежный опыт, ориентируясь на то, как формировался крупнейший в мире промышленный парк – пекинский «Чжунгуаньцунь». В нём действуют порядка 20 тыс. организаций, в том числе университеты, научно-исследовательские институты и лаборатории. «Чжунгуаньцунь» стал прекрасной площадкой для экспериментальных мер поддержки и инноваций, а также демонстрационной зоной для других регионов Китая.
И вот аналогичную площадку решено организовать и у нас. «Считать целесообразным создание на территории Москвы инновационного кластера, обеспечивающего координацию взаимодействия субъектов деятельности в сфере промышленности, науки, образования, связи и иных сферах, определённых правительством Москвы, и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», – сказано в указе Президента РФ.
Владимир Путин также поручил создать фонд, обеспечивающий работу кластера. А в состав высшего коллегиального органа управления этого фонда войдут представители Президента и Правительства России, мэр Москвы, президент РАН, ректор МГУ, генеральные директора компаний «Ростех», «Росатом» и «Роскосмос», председатель правления «Роснано», президенты НИЦ «Курчатовский институт» и Фонда развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий.
Вместо разобщённости – синергетический эффект
«Москва обладает огромным производственным и научно-техническим потенциалом, – написал в своём блоге Сергей Собянин. – В городе работают более 20 тыс. организаций инновационной инфраструктуры – университеты и научные институты, промышленные предприятия и IT-компании.
Концентрация науки и высокотехнологичного производства обеспечивает высокую результативность столичных учёных и производителей. Но в то же время нельзя не замечать и проблем. И одна из главных – слабая кооперация участников инновационной экосистемы. Эта разобщённость препятствует трансферу технологий в реальный сектор, снижает конкурентоспособность отечественных товаров и замедляет рост стартапов в сфере высоких технологий.
Чтобы помочь столичным учёным и предпринимателям найти друг друга, правительство Москвы и инициировало создание инновационного кластера. Это общедоступная платформа для взаимодействия всех, кто хочет создать новый продукт или услугу или ищет в Москве партнёров для высокотехнологичного проекта. Инновационный кластер станет интегратором, помогая бизнесу и учёным устанавливать горизонтальные связи и вместо разобщённости получать мощный синергетический эффект».
Мэр пояснил, что участниками кластера станут компании, заинтересованные в создании новых продуктов и услуг, в том числе высокотехнологичные предприятия, университеты, технопарки, НИИ и любые объекты инновационной инфраструктуры. Получение статуса участника будет максимально простым. А подать заявку можно через IT-платформу в режиме онлайн. Её создадут специально для того, чтобы участники могли видеть друг друга и успешно кооперироваться. Благодаря IT-платформе (что-то вроде Avito) все бизнес-процессы будут автоматизированы. Каждый участник сможет получать финансовую поддержку в виде грантов и венчурного финансирования, а также возможность взаимодействия с органами власти, институтами развития и государственными корпорациями.
Кроме того, участники смогут рассчитывать на дополнительные меры поддержки. Этот вопрос поручил проработать президент Путин. «О конкретике говорить рано, но, скорее всего, объём преференций будет напрямую зависеть от активности участников инновационного кластера. Поощрять будем заключение реальных сделок, а не факт регистрации в личном кабинете», – пояснил мэр.
В течение трёх месяцев должны быть определены критерии отбора участников, перечень мер поддержки и показателей эффективности их деятельности. Сам инновационный кластер и новые меры поддержки планируется запустить в 2019 г. Пока же идёт разработка нормативно-правовой базы и соответствующей IT-платформы.
Для технологий есть все возможности
Концепция кластеров получила широкое распространение по всему миру. Благодаря им достигается экономический рост, а национальные производители легко интегрируются в мировой рынок высокотехнологичной продукции. Ключевой принцип этого подхода – тесное взаимодействие научно-образовательных организаций, производственных компаний и органов государственной власти.
«В мире есть 10–15 инфраструктурных площадок, предоставляющих среду для технологических компаний. Между ними и выбирают стартапы и инвесторы, – говорит экс-руководитель Российской венчурной компании (РВК) Евгений Кузнецов. – Участие Москвы в этой гонке – вещь необходимая и правильная».
Российская столица входит в топ-50 инновационных городов мира. При этом доля компаний, выпускающих технологичную продукцию и осуществляющих инновационную деятельность, составляет 15%.
У Москвы есть все возможности, чтобы развить на своей территории высокотехнологичные производства. Здесь находятся 34 технопарка, в которых размещено более 1750 резидентов, 40 предприятий со статусом промышленного комплекса, где трудятся более 47 тыс. человек, и особая экономическая зона «Технополис Москва» – на её пяти площадках общей площадью 207,5 га расположились 50 резидентов.
В целом же в Москве, как отметил в своём блоге Сергей Собянин, действуют около 20 тыс. различных объектов инновационной инфраструктуры. Кроме того, исследования и разработки на территории столицы ведут 752 организации, 12,4 тыс. IT-компаний, 1,2 тыс. крупных высокотехнологичных компаний, более 300 малых инновационных предприятий, инжиниринговые и прочие центры. Правительство Москвы субсидирует затраты промышленных предприятий, связанные с уплатой процентов по кредитам и части платежей на приобретение оборудования. Субсидии в размере 1,6 млрд руб. с 2012 г. привлекли 99 компаний.
В выигрыше будет вся страна
В столице очень высока концентрация научного потенциала. Неспроста именно в Москве зарегистрировано 43% патентов на изобретения от общероссийского числа. Здесь выпускается 13% ежегодного объёма промышленной продукции страны. При этом доля Москвы в объёме несырьевого и неэнергетического экспорта составляет 19%. Кооперация этого потенциала в одну систему в рамках инновационно-производственного кластера даст мощный эффект усиления, что приведёт к развитию на территории мегаполиса высокотехнологичного производства мирового уровня.
Но в выигрыше окажутся не только московские учёные, инженеры и предприниматели. Новый кластер даст толчок развитию научно-технологического потенциала всей страны.
«Мы помогаем инновационным кластерам и компаниям строить свои стратегии роста с обязательным выходом на внешние рынки, проводим образовательные сессии, – рассказывает заместитель директора Департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России Никита Пономаренко. – Сейчас стоит вопрос о создании широкой коммуникационной платформы, которая могла бы объединить большое число участников. Думаю, со временем мы сможем выйти не только за пределы Москвы, но и на внешние рынки.
Кроме того, такая платформа должна помогать поиску партнёров и клиентов в других кластерах, включая зарубежные, и давать возможность встраиваться в цепочки поставок крупных поставщиков. Развитие кооперации будет способствовать реализации крупных инвестпроектов и активизации импортозамещения. В том числе в результате ускоренного наращивания инфраструктурного и кадрового потенциала, развития сети конкурентоспособных поставщиков и сервисных организаций и учёта потребностей бизнеса при территориальном планировании».
Несомненно, создание инновационного кластера на территории Москвы – грандиозный шаг по объединению усилий науки, промышленности и бизнеса. Он станет эффективной площадкой для их сотрудничества, которое пойдёт на благо не только столицы, но и всей страны.
Кластер генерирует новые идеи
– В XX в. ставка делалась на наукограды. Они были конкурентоспособными и эффективными не только в нашей стране, но и в Германии, Великобритании, США. Однако потом они перестали быть ведущими драйверами. На мой взгляд, тому есть две причины.
Во-первых, не все учёные желали заниматься исключительно исследованиями. Нашлись и те, кто хотел свои разработки вводить в производство. А в наукоградах такой возможности не было – эти объединения были заточены только на исследования.
Во-вторых, развитие наукограда требует постоянного притока новых исследователей. Причём зачастую необходимого количества специалистов не хватало, потому что внутри одной страны университеты готовили по ограниченному количеству групп специальностей. А у кластера другая специфика – она заключается в многообразии квалификаций и компетенций, постоянном обмене идеями, научными, инженерными и технологическими находками.
Каждый год успешный кластер должен производить новые продукты и сервисы. В том числе инновационные компании, новые стартапы, часть из которых будет вынуждена «умирать», но на следующий год обязательно будут появляться новые. В этом суть, в постоянном поиске нового. Кластер генерирует новые идеи, проекты, команды, которые объединяют разных людей. В идеале кластер производит новые профессии и поддерживает необходимую концентрацию качественных человеческих ресурсов.
У Москвы опыт большой
– Изучая с правительством Москвы разные варианты, мы пришли к выводу, что целесообразно создать такую площадку, которая охватит всю экономику города по примеру крупнейших кластеров мира. В ряде зарубежных стран принцип «умной специализации» вырос в концептуальную модель социально-экономической политики. Он нацелен на выявление и развитие уникальных инновационных отраслей региона и формирование кластеров вокруг них.
У Москвы опыт достаточно большой. Столичные власти уже апробировали целый ряд подходов к поддержке инновационной деятельности и сделали это в значительно больших масштабах, чем многие субъекты Российской Федерации. В городе есть два инновационных кластера, сеть технопарков, особая экономическая зона, бизнес-инкубаторы. Необходимо всё это систематизировать.
Экономика перестроится
– Сегодня нарастает острота технологических вызовов. Уже в недалёком будущем ряд профессий, таких как водители, охранники, может радикально сократиться или трансформироваться. Возникнут новые рыночные возможности: «серебряная экономика» товаров и услуг для пожилых людей, «умные» дома, сектор финансовых технологий, разнообразных креативных индустрий, включая киберспорт, и многое другое. Экономика столицы должна будет перестроиться, а сам мегаполис – стать местом зарождения новых инновационных компаний с сильными позициями в стране и за рубежом.
Что будет заложено внутри создаваемого инновационно-производственного кластера, сейчас обсуждается. Одно из решений – некая IT-платформа, которая позволила бы компаниям в формате социальной сети, маркетплейса (то есть биржи контрактов) знакомиться, видеть, кто чем занимается, у кого какие продукты, оборудование, потребности. Всё это будет стимулом для взаимодействия. Ведь Москва большая, и в кластере будет много участников, а даже в одном технопарке компании могут ничего не знать друг о друге.
Это потенциал для развития
– В последнее время кластеры стали активнее включаться в государственные программы, предлагая участникам технологических проектов широкий спектр поддержки и повышая их возможности на рынке. По сути, они становятся хабами для реализации в регионах задач цифровой экономики и Национальной технологической инициативы (НТИ). Вместе с Центрами компетенций НТИ, которые сегодня также создаются в регионах, кластеры представляют серьёзный потенциал для развития и внедрения инноваций.
Очередной шаг в развитии кластерной системы – это создание инновационно-производственных объединений по межотраслевому принципу. Узкое кластерное деление на авиастроительное, ядерное, биофармацевтическое и другие отдельные направления уже не отвечает требованиям времени.
Инновационно-производственный кластер, будучи межотраслевым, становится «концентратом» возможностей для крупного региона. Он позволяет конкурировать в борьбе за человеческий капитал на глобальном рынке труда, за перспективные компании-стартапы, которые будут открывать свой бизнес здесь.