Запрет менять работу может появиться в России. Пока норма коснется только мигрантов. Подготовленный Минтрудом проект закона предусматривает, что иностранные работники будут приезжать в нашу страну по организованному набору для трудоустройства в заранее определенной организации. Она же заплатит за него авансовые платежи, оформит необходимые документы, временное разрешение на трудовую деятельность.
В случае увольнения мигрант, приехавший в Россию по оргнабору, будет обязан в течение двух недель покинуть страну. Эта норма коснется и тех иностранцев, которым для пересечения границы нужна виза, и граждан государств, с которыми действует безвизовый режим, следует из документа.
Нужны профессионалы
«Разнорабочими мы и сами себя в состоянии обеспечить, — считает депутат. — Но нам нужны не только они, велика потребность в высококвалифицированных кадрах. Но что-то к нам из-за границы не выстраиваются очереди из ядерных физиков или пилотов гражданской авиации. Нам нужны каменщики, маляры, монтажники. Не знаю ни одного случая, чтобы строительная компания отправила нанятого выходца из Средней Азии в колледж, ПТУ или хотя бы на кратковременные курсы. Все они разбредаются по стране, ищут подработку в такси или промышляют криминалом».
Из-за этого России нужен не организованный, а целевой набор мигрантов, продолжает Журавлев. Он предлагает составить список профессий, в которых нуждается наша экономика. И на основе этого перечня, а также дипломов о профессиональном образовании и квалификационных экзаменов определять, кого пускать к нам, а кого не стоит. Человек с нормальной профессией вряд ли оставит ее ради работы курьером — квалифицированный труд оплачивается выше, считает Журавлев.
Права и деньги
«Чтобы мигрант не уходил от своего нанимателя и не шел в курьеры или искать поденную работу на дачах, ему надо просто платить нормальные деньги, — полагает эксперт. — Заключить с ним договор и полностью выполнять его условия — как со стороны мигранта, так и работодателя. Идея фактического запрета увольнений очень опасна. Сейчас ее применят к иностранным работникам, а потом могут расширить и на другие категории, уже на россиян».
«Это не решает проблему рабочей миграции в целом, — объясняет она. — Ужесточение мер может привести к сокращению потока людской силы, что в условиях дефицита кадров вряд ли кому-то нужно. В конце концов, любое регулирование в этой сфере сводится к тому, чтобы как у работодателей, так и мигрантов были внятные и понятные права и обязанности, соблюдение которых четко контролировало государство».
Основная задача предложенных новшеств — сделать организованный набор мигрантов для работы в России более интересным для работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу, и закрепить приоритет такого механизма, сообщили в Минтруде.
«Проектом предусмотрено создание специального документа, подтверждающего право иностранного гражданина на временную трудовую деятельность в России, — объяснили в министерстве. — На практике это означает, что в рамках оргнабора трудовой мигрант будет работать у конкретного работодателя согласно разрешительного документа. При этом вносить авансовые платежи по ним будет компания, непосредственно нанимающая иностранного специалиста. Такое решение позволит исключить случаи, когда в рамках оргнабора по приезду в Россию трудовой мигрант мог отказаться работать, например, в строительной компании, которая понесла расходы на его наем, включая расходы на авиабилеты, и перейти работать в курьерскую службу. Более того, если такой работник изъявит желание работать на другом предприятии, которое не является участником оргнабора, ему придется покинуть территорию Российской Федерации в течение 15 дней».
Для работодателей, нанимающих иностранных граждан из визовых стран по оргнабору, исключается обязанность получения разрешения на привлечение таких работников, добавили в Минтруде.
«Сейчас организованно привлекаются трудовые мигранты на основании двусторонних межправительственных соглашений с Узбекистаном и Таджикистаном, — напомнили в Минтруде. — Цель оргнабора — привлечение специалистов к конкретным работодателям под их потребности».
На долю граждан Узбекистана и Таджикистана, по данным МВД РФ, приходится около 80% от всех работающих в России мигрантов.
Новые условия для участников организационного набора Минтруд разработал по результатам стратегической сессии правительства, добавили в министерстве.