2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Сегодня сфера помогающих профессий переживает дефицит кадров. Все дело в стереотипах, которые предполагают, что зарабатывать на помощи людям как минимум стыдно, а учителя, врачи, психологи и другие подобные специалисты не должны коммерциализировать свою деятельность.
Логопед-бизнесвумен Татьяна Ланговая уверена, что обесценивать помогающие профессии нельзя, и активно помогает снять табу с возможностей для заработка своим коллегам, обучая их бизнесу по авторской программе и выступая спикером на крупнейших мероприятиях логопедической индустрии, в частности на международной онлайн-конференции «Системный подход к обучению ребенка с нарушениями развития».
Грамотный бизнес-подход
Финансовая успешность частной практики зависит не столько от профессионализма специалиста, сколько от умения продвигать и продавать свои услуги. Но относиться к своей практике как бизнесу в нише логопедических услуг долгое время было просто недопустимо. Специалистам внушали, что они обязаны оказывать не услуги, а помощь.
«Есть очень много психологических установок, начиная с того, что никто не заплатит мне больше 100 рублей, и заканчивая тем, что продажи — это что-то негативное, порочащее честь хорошего специалиста. Логопеды многое теряют, недооценивая потенциал своей частной практики», — уверена логопед.
Ланговая стала первой в России, кто предложил коммерациализировать нишу логопедических услуг по законам предпринимательства. Она сумела открыть успешную школу сначала для тех, кто нуждается в услугах логопедов, а потом и для самих логопедов, желающих начать свое дело. Теперь предприниматель рекомендует коллегам смотреть на частную практику как на полноценный бизнес и охватывать все элементы: финансы, маркетинг, продажи, менеджмент.
Чтобы донести эту идею до коллег, Ланговая стала делиться своими наработками в социальных сетях и прямых эфирах. Два года проект был некоммерческим. За это время специалист увидела неподдельный интерес коллег по цеху к теме, выделила повторяющиеся вопросы и, самое главное, осознала, что формата постов и прямых эфиров не хватает для того, чтобы привести человека к видимому результату. Отслеживать успехи учеников, иметь возможность вовремя поддержать и дать обратную связь позволяет только полноценное обучение.
Так Ланговая создала свой первый обучающий курс и одновременно коммерческий продукт. Распространить его она сумела быстро за счет грамотного контент-маркетинга. Посты коррекционного педагога и бизнесвумен часто репостили к себе логопеды-блогеры. У личного блога появились активные подписчики. Персональная страница Татьяны в соцсети работает на нее по сей день: все продажи курсов происходят через него.
Курсы Ланговой покупают даже ее конкуренты: они проходят ее обучение, берут консультации, а после начинают продвигать идеи специалиста о коммерциализации частной практики.
«Я с интересом наблюдаю за ними, и мне нравится, что нас становится больше. Это говорит о том, что рынок растет, что потенциальные клиенты больше осведомлены и что у них меньше негативных установок и предубеждений», — делится Ланговая.
Логопед уверена, что новое мышление помогающих специалистов поможет поднять им самооценку и престиж низко оплачиваемой сейчас профессии.
Взаимодействие с клиентом на расстоянии
Один из тех, кому удалось «взлететь» благодаря знаниям Ланговой, — Марина Самойленко. Логопед более 8 лет оказывает услуги дистанционно и во время локдауна из-за коронавируса решила научить этому своих коллег, открыв школу дистанционной логопедии. Ланговая присоединилась к проекту в самом его начале. Одной из наиболее сложных задач, которую ей удалось решить, было собрать базу подписчиков в новой социальной сети.
Кроме того, ученики-логопеды сначала с недоверием относились к дистанционной работе и не считали ее эффективной, но благодаря грамотному подходу удалось показать, что взаимодействие с клиентом на расстоянии — это не только онлайн-занятия, но и другие виды работы. И результат от таких занятий даже выше, чем от привычных личных.
Ланговая выстроила привлечение клиентов через новую социальную сеть, разработала продуктовую линейку, которая позволила бы стабильно зарабатывать каждый месяц, настроила продажи, упорядочила клиентскую базу, проработала процесс продажи. В итоге уже в первый месяц оборот увеличился со 100 тысяч до 300 тысяч рублей. А еще через три месяца вышел на 1 миллион рублей. На сегодняшний день школа является лидером в своей отрасли и обучила эффективной дистанционной работе около 1300 логопедов, а ее основатель прочно закрепила за собой место амбассадора дистанционных занятий, посвящая развитию данного направления все свои силы.
«Я в очередной раз убедилась, что только системный подход и обоснованные действия позволяют прийти к необходимому финансовому результату. Все строится на основе показателей и расчетов. Чудес не бывает», — подчеркивает Ланговая.
Этот кейс помог понять, какие перспективы ждут специалистов, если они начинают относиться к своей частной практике как к бизнес-проекту. Дойдя до определенного финансового потолка в платных занятиях, они смогут двигаться дальше, открывая для себя новые возможности: масштабироваться за счет дистанционных технологий, открыть свой центр и организовать команду специалистов или начать создавать пособия на продажу. Тем самым была создана система, в которой один профессионал, решивший зарабатывать больше, может обеспечить качественными услугами большее количество людей.
Логопед полезен всегда
Ланговая с радостью делится своими наработками с коллегами на важных для индустрии мероприятиях. О навыках, необходимых для создания частной практики, она рассказывала на II международной онлайн-конференции «Системный подход к обучению ребенка с нарушениями развития». Кроме того, специалиста не раз приглашали спикером на одном из самых знаковых мероприятий индустрии «Логозавтрак», где она распространяла свои идеи среди профессионалов.
По собственному опыту успешная логопед-бизнесвумен знает, что в практике одного специалиста может одновременно находиться 15 клиентов, и работа с каждым в среднем будет длиться год. Главное, отладить процесс.
«Логопеду частной практики важно научиться привлекать и продавать свои услуги, чтобы управляемо набирать учеников на начало учебного года и быть уверенным, что, когда освободится место, он быстро найдет на это место нового ученика», — объясняет Ланговая.
На сегодняшний день услуги логопеда в России достаточно востребованы. А за счет дистанционных технологий специалист из любого региона может выйти на новый рынок, если на локальном ему вдруг не будет хватать клиентов или эти клиенты пока не готовы платить за работу эксперта. Судя по отзывам учеников, сотни логопедов в стране на профессиональном уровне теперь могут помочь не только тем, кто к ним обращается, но и себе.
«Мне нравится видеть, как люди меняют свой подход, — делится Ланговая, — и как у них появляется уверенность в себе, понимание ценности своих услуг. В этом я и вижу свою задачу как наставника».