Какие новые профессии появятся в будущем?

Категория:  Работа
Ответ эксперта

В рамках недавно прошедшего в Москве научного онлайн-фестиваля Science Bar Hopping, организованного Фондом инфраструктурных и образовательных программ группы «Роснано», на эти вопросы ответил Павел Лукша — эксперт Центра трансформации образования СКОЛКОВО, основатель инициативы Global Education Futures, один из создателей «Атласа новых профессий».

   
   

Кто окажется востребован?

— Проанализировав тенденции в 25 секторах российской экономики, мы описали более 180 новых профессий. Например, в медицине появятся генетические консультанты, IT-медики, архитекторы медицинского оборудования. В строительстве — проектировщики «умного дома» и прорабы-вотчеры (специалисты по строительству с применением цифровых проектов сооружений). В транспорте — операторы кросс-логистики (специалисты по подбору оптимального способа доставки грузов и перемещения людей различными видами транспорта, контролю и отладке движения потоков через сеть разных видов транспорта и их перераспределению) и специалисты по арктической навигации. Некоторые профессии будут востребованы сразу в нескольких отраслях. Скажем, системных инженеров композитных материалов ждут в строительстве, машиностроении и робототехнике, медицине и пр.

Появляются и новые названия профессий. Слышали ли вы о профессии глазира? Это специалист по разработке и производству стекольных продуктов на основе стеклокомпозитных функциональных материалов. А знаете ли, кто такой эко-рециклер? Этот эксперт решает комплексные задачи по утилизации отходов производства и восстановлению окружающей среды — профессия нужна в металлургии, органической химии, производстве строительных материалов и во многих других отраслях.

В ближайшие годы станут востребованы профессии на стыке дисциплин — проектировщики интерфейсов беспилотной авиации, разработчики интеллектуальных туристических систем или тур-навигаторов, агроинформатики, биоархитекторы живых систем и пр.

В социальной сфере будут развиваться профессии, требующие ещё большего взаимодействия человека с человеком. Это касается поддержки городских сообществ, гражданских инициатив, творческих коллективов, всевозможных видов сервисов, которые отвечают запросам людей на более человечное общение с творческой составляющей.

Многие профессии, на которые растёт спрос, ещё 5-10 лет назад просто не существовали. Они связаны с появлением новых технологий. Посмотрите, как, например, быстро расцвёл сектор криптовалют и какое огромное количество людей стало им заниматься. Или сколько айтишников переключилось на проектирование мобильных приложений. 

Вспомним эволюцию мобильной связи: сначала были пейджеры, затем кнопочные телефоны, 10 лет назад появились смартфоны, а ещё через 5 лет, возможно, мы будем использовать устройства с дополненной реальностью. Каждая из этих технологий требовала своих специалистов, и как только она уходила в прошлое, приходилось быстро переключаться на новые типы решений.

   
   

Готовы ли вузы к появлению новых профессий?

Чтобы строить успешную карьеру в быстро меняющемся мире, недостаточно владеть профессиональными навыками и знаниями. Человек должен обладать инициативностью, открытостью мышления, способностью быстро учиться и переучиваться, выстраивать работу команды и вписываться в неё, договариваться с партнёрами и коллегами. 

Готовы ли наши вузы к этому? Сейчас образование — одна из самых консервативных сфер общества. Вузы в основном действуют с опозданием, как генералы, которые готовятся к прошедшей войне. Есть, конечно, и попытки прорывных образовательных экспериментов (такие, как Сколковский институт науки и технологий или «Школа перспективных исследований» в Тюменском университете), но это, скорее, исключения из правил.

Цикл разработки и внедрения образовательных стандартов под новые профессии часто занимает несколько лет — по сути, это сопоставимо со временем возникновения и сворачивания новых профессий. Поэтому в будущем, полагаю, есть смысл говорить не столько о «профессиональной подготовке» как таковой, сколько о «линиях занятости». Например, инженерия сегодня всё больше смыкается с программированием, дизайнерской работой в виртуальной реальности и т. д. Нужно, скорее, инженерное мышление в целом, чем умение рассчитать сопротивление материалов или нарисовать чертёж на кульмане. Есть вузы, где хорошо «ставят» мышление с современной точки зрения и на основе фундаментальной подготовки, где есть практико-ориентированное образование, и это помогает человеку быстрее включаться в работу на соответствующих ролях в высокотехнологичной экономике. Рейтинги таких вузов доступны в интернете. 

Какой вуз выбрать — государственный или частный? 

В нашей стране именно госвузы из первой двадцатки рейтинга имеют такой уровень финансирования, который позволяет им держать хорошую профессуру, в том числе занимающуюся фундаментальной наукой. Это даёт ту самую базу, которая гарантирует выпускнику приличный уровень подготовки.

В каком-то смысле те, кто сейчас собираются поступать в вузы, стоят перед вопросом: является ли высшее образование безусловным благом для человека или это лишь трата времени, растягивание процесса получения знаний на 4-6 лет да ещё зачастую с внедрением неверных, устаревших привычек оценки реальности? Мне приходилось иметь дело с выпускниками вузов, которые совсем не умеют анализировать ситуацию, определять проблему, генерировать варианты решений — то есть у них не «поставлены» базовые функции мышления. Тут уже неважно, какими техническими навыками они обладают: такие абстрактные знания бесполезны, если человек не может действовать практически, не может привязать свои знания «на местности» — ему будет сложно в любой профессии. 

Это подтверждают и опросы работодателей: более 80% из них полагают, что «свежих» выпускников придётся доучивать и на это уйдёт минимум полгода. И дело не только в том, что надо освоить «правила игры» в компании: новый работник, по сути, не обладает даже набором универсальных профессиональных навыков, организованностью, дисциплиной.

К сожалению, подобная ситуация наблюдается у выпускников большей части вузов, но государственные — пока! — имеют всё-таки определённые преимущества. В будущем же, мне кажется, университетам, даже лучшим, предстоит серьёзно задуматься: какую ценность они создают для выпускника, как помогают ему реализоваться в жизни с учётом стремительных изменений, происходящих в обществе?