Как совладелица S7 Наталия Филева стала одной из богатейших женщин России?

Категория:  Доступная экономика
Ответ редакции

В воскресенье, 31 марта, в авиакатастрофе погибла совладелица авиакомпании S7 Наталия Филева. Частный самолет Epic-LT, на борту которого находилась 55-летняя Филева, разбился при заходе на посадку в аэропорту Эгельсбах, расположенном к юго-западу от Франкфурта-на-Майне. Вместе с ней погиб и ее отец Валерий Карачев. По данным немецких диспетчеров, самолет следовал из Франции в Германию. В ходе полета никаких сообщений о проблемах на борту не поступало.

   
   
Наталия Филева. Фото: Reuters/ MAXIM SHEMETOV

Наталия Филева считалась одной из богатейших женщин России. Впервые в список Forbes она попала в 2017 году. В рейтинге богатейших российских бизнесменов России она тогда заняла 171 место. В 2018 году она сместилась на 172 место. Ее состояние Forbes оценил в $600 млн.

Чем известна Наталия Филева?

Наталия Валерьевна Филева родилась 27 ноября 1963 года в Новосибирске. По специальности она была инженером-радиомехаником, окончила Новосибирский электротехнический институт, позже получила диплом управленца в Новосибирском институте народного хозяйства. Филева также была кандидатом экономических наук (тема диссертации — «Формирование системы оперативного управления экономической деятельностью авиакомпании в условиях реструктуризации рынка»).

Вместе с супругом Владиславом Филевым она владела компанией S7 Group. Наталия была председателем совета директоров. В 2018 году авиакомпании группы S7 обслужили 16 млн пассажиров. Помимо этого, Филева запустила первый в России масштабный частный проект в сегменте космических запусков. В 2018 году она занимала четвертую строчку в рейтинге богатейших женщин России по версии Forbes.

На месте крушения самолета. Фото: Reuters/ KAI PFAFFENBACH

С чего начался бизнес Филевых?

Стартовый капитал Наталия заработала еще в девяностые годы. Ее первым успешным проектом были операции с ценными бумагами. В начале девяностых Филева, работая в новосибирском «Гарантбанке», получила лицензию для работы в местном филиале инвестиционной компании «Еврофинансы», учредителем которой был друг и однокурсник ее мужа. Вместе с супругом они выкупали выпуски векселей новосибирских предприятий, а когда для тех подходило время платить налоги, то компании за неимением денег соглашались на предложение Филевых: заплатить долги в обмен на продукцию.

Благодаря такой схеме в распоряжение супругов попали самолеты компании, образованной на основе авиаотряда «Сибирь» из аэропорта Толмачево. После приобретения 75% акций Филевы стали владельцами авиакомпании, которая была близка к банкротству. Вместо перепродажи актива супруги стали развивать компанию и с 1998 года начали заниматься гражданской авиацией. Работая по той же схеме, они приобрели еще пять обанкротившихся перевозчиков из соседних регионов.

Владислав Филев. Фото: РИА Новости/ Евгений Биятов

Как развивался бизнес?

В 2006 году предприниматели провели масштабный ребрендинг и на российском рынке появилась компания S7. Филева была основным акционером «Сибири», а также руководителем новой структуры, — S7 Group — куда также вошли турагентство, билетные офисы и операторы техподдержки самолетов. Позже позицию гендиректора S7 Group занял ее супруг, а Наталия стала председателем совета директоров.

   
   

Во время финансового кризиса 2008-2009 годов у S7 накопился долг в 10,7 млрд рублей перед банками и держателями облигаций, а весной 2009 года компания допустила дефолт по бондам на 2,3 млрд рублей. Погасить долги удалось благодаря кредиту на сумму 8,9 млрд рублей. В 2013 году S7 выкупила у государства оставшиеся 25,5% акций бывшей «Сибири» за 1,13 млрд рублей (в 2017 10% акций были проданы за 533 млн рублей фирме «Еврофинансы-Недвижимость»).

В последующие годы финансовые показатели только улучшались. В 2016 году Филевы вышли на международный рынок, купив долю в кипрской Charlie Airlines (бренд Cyprus Airways). Также в сентябре 2016 года S7 Group приобрела плавучий космодром «Морской старт». Спустя два года супруги приняли решение о развитии аэрокосмического бизнеса. Весной 2018 года акционеры Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С. П. Королева одобрили сделку по продаже активов проекта «Морской старт» группе компаний S7.

За год до этого, в апреле 2017 года, между украинским предприятием «Южмаш» и S7 Sea Launch Limited был заключен контракт на производство 12 ракет серии «Зенит» для использования в проектах «Морской старт» и «Наземный старт». Первый запуск ракеты в рамках «Наземного старта» состоялся 26 декабря 2017 года. Ракета «Зенит-3SLБФ», оснащенная разгонным блоком «Фрегат-СБ», с Байконура вывела на орбиту ангольский телекоммуникационный спутник «Ангосат-1».

Ранее компания объявляла, что в 2019 году планирует возобновить запуски по «Морскому старту». По данным S7 Space, в течение 15-20 лет она рассчитывает провести до 90 запусков. Стоимость одного запуска составляет примерно $65-76 млн.