Геймифицируй это. Как работают игровые приёмы в обучении сотрудников

   
   

Что такое геймификация

Если не вникать в суть, может показаться, что геймификация — очередная современная погремушка, которая пошумит и исчезнет. А если вникнуть, то это серьёзный и эффективный приём, который помогает превратить обучение из трудоёмкого процесса в естественную часть процесса рабочего. То есть вписать обучение в современную жизнь, где важно осваивать что-то новое регулярно и побыстрее. Для погружения в суть тренда пройдемся по ключевым моментам. 

Геймификация — это не «Монополия» в офисе, не обсуждение рабочих проблем под прикрытием игры «Мафия» и не игра-симуляция трудового процесса. Под весёлой оболочкой каждой игры скрываются хитрые приёмы, которые помогают усваивать информацию без напряжения, даже если она напрягающе сложна или её напряжно много. Внедрение таких приёмов в неигровые процессы и есть геймификация.

Да, всё лучшее детям — и полезные творожки, и обучающие приёмы. Хотя последние и взрослым не помешают: нам тоже сложно усваивать информацию. Но уже по другим причинам. Мозг окреп, привык к трудностям и неподъёмной рутине — и как раз поэтому перегружен и отвергает трудности и рутину, которые вроде бы можно отвергнуть. Обучение на работе попадает в эту категорию. Чтобы мозг его не отрицал, нужна мотивация, не обязательно деньги или повышение — мотивацией может стать сам формат учебного процесса. И как раз для этого его и стоит геймифицировать.

Бонусы адаптации игровых методов 

Игра — формат с чёткой структурой и формат, на который мозг привык позитивно реагировать с детства. Когда структура объединяется с позитивом, процесс идет легко, а информация хорошо усваивается. А когда игра или геймифицированный учебный процесс продвигаются успешно, участник чувствует себя героем. И вот он увлечённо штурмует курс «Правила эксплуатации ПО для управления проектами», вместо того чтобы страдать на тему «опять что-то новое, старое тоже работало». Знания будут усвоены эффективно и на позитиве, а значит — сотрудник быстрее и охотнее начнет использовать их на практике.

Это про плюшки для отдельно взятого сотрудника. Коллективные бонусы тоже есть: здоровый соревновательный дух (как в любой игре) и при этом сплочение (мы вместе штурмуем одну образовательную вершину). В итоге в коллективе устанавливается живая и по-настоящему командная, то есть мотивирующая на рабочие подвиги атмосфера. 

Приёмы геймификации

О сути и бонусах поговорили, переходим к приёмам геймификации. 

   
   

1. Сторителлинг. Информационную начинку заворачиваешь в красивую историю — получается цельный и завлекательный курс. Это всё ещё, допустим, «Правила эксплуатации ПО», но это уже интересно и не страшно. Компания «Инвитро», например, курс по коммуникативным навыкам «завернула» в историю о Маленьком принце. Каждый день открывается новая планета, на которой ты получаешь новые знания. Если навещаешь планеты регулярно, роза цветёт, пропускаешь занятия — вянет. При этом, чтобы создавать такие проекты, не надо быть огромной компанией с большими бюджетами и отделом программистов и методистов. Есть сервисы, которые возьмут весь процесс на себя. Вышеупомянутую историю разрабатывала компания Teachbase.ru. 

2. Дробление. Чтобы обучающий курс не казался образовательной лавиной, надо раздробить его на этапы. Начать стоит ещё на входе — составить интерактивную карту курса. Это даст понять человеку, что его ждёт. Учебную программу разбить на мини-уроки. Уровни сложности или тематические этапы, как в квесте, приветствуются. Лавина? Путешествие с чётким и интересным маршрутом. 

3. Марафон. Если подать проверочный этап как марафон, он не будет пугать, как экзамен перед комиссией. За N минут сделать максимум заданий — звучит как игра, а на деле — полноценная проверка знаний.

4. Поощрения. Награды получать всегда приятно, даже если это виртуальные баллы за корпоративное обучение. Если позволяет бюджет, поощрения можно сделать осязаемыми: открыть магазин, где за баллы или бонусы продаются книги, хорошие обучающие курсы или даже менее одухотворённые штуки. 

5. Общение. Когда участники обучения общаются, это сближает и даёт мотивирующее ощущение «ты здесь не один». Обсудил во внутрикурсовом чате непонятные моменты, оставил обратную связь — ты точно сейчас в учебной рутине, а не в игровой соцсети? 

Игровое поле и возраст сотрудников

Ну, хорошо, молодые сотрудники выросли в эпоху компьютерных игр и вездесущего интернета, и на них игровые приёмы точно работают. А как они работают на сотрудниках старшего поколения? 

Чаты для общения внутри курса лучше воспринимаются молодёжью. Есть чувство, что это та самая, привычная соцсеть или игровое сообщество. И нет чувства, что это контролирующее око. 

В целом же проблемы с обучением у людей разных возрастов похожие: большие объёмы новой информации вызывают отторжение, включается демотиватор «зачем мне это?». Только корни у проблем разные. Сотрудники помоложе в плохих отношениях с большими объёмами, потому что привыкли выхватывать информацию моментально и небольшими дозами. Сотрудникам постарше может мешать страх, что они не потянут освоение новых вещей, особенно масштабное, да ещё на фоне семейной нагрузки. Интерактивная карта курса и учебная программа из небольших уроков просигнализируют молодым сотрудникам «тут все быстро», а старшим «вы всё потянете». 

Что касается мотивации, то у каждого поколения своё «зачем мне это». Но когда курс не кажется трудоёмким и сложным, человек бросается его осваивать, и демотиваторы не успевают сработать. И это основная суперсила геймификации — превращать обучение из штурмования неприступной скалы в естественную часть жизни.

Смотрите также: