Фиктивная вместо теневой. Бороться за обеление занятости поручат регионам

Сергей Ведяшкин / АГН Москва

Каждые три года теневая занятость в России должна сокращаться минимум на 30%, такой подход предлагает Минтруд. Достижение этого показателя должно стать частью оценки деятельности главы региона. Увеличение белой занятости приведет к росту налоговых платежей и расширит социальные гарантии на большее число работников, полагают чиновники. В России вместо теневой экономики появится новая, «фиктивная», в реальности же никаких изменений к лучшему не случится, уверены эксперты.

   
   

Безлюдные цифры

Попытка обязать губернаторов отчитаться о росте «белой» занятости чревата ограничениями на ведение бизнеса, увеличением издержек компаний и, как следствие, ростом цен на товары и услуги, предупреждает доцент департамента логистики Финансового университета при правительстве РФ Денис Жильцов.

«Если с чиновников будут жёстко требовать выполнения требования по "выводу работников из тени", то в обиход войдёт понятие "фиктивная экономика", а не "теневая", — считает он. — В настоящее время необходимы инструменты поощрения, а не наказания, так как в экономический спад и тем более с учетом санкций бизнесу приходится и без того нелегко».

Считать численность тех, кто работает неофициально, Минтруд предлагает по довольно сложной схеме. Для этого возьмут число неработающих россиян, на которых оформлен полис обязательного медицинского страхования (ОМС). По оценкам Фонда ОМС, на начало года таких у нас почти 81 млн человек. Далее из этого числа вычтут пенсионеров и детей до 15 лет. Затем исключат тех, кто имеет все основания не работать — старшеклассников, студентов, молодых мам, получателей социальных выплат от государства, заключенных и даже зарегистрированных в службе занятости безработных. В результате получится некое число граждан, которые могут быть заняты в той самой теневой экономике. 

В Минтруде допускают, что такой показатель может получиться даже отрицательным — расчет очень приблизительный, и любой незарегистрированный безработный или домохозяйка исказят получившуюся цифру.

«Региональные власти будут решать эту задачу давлением на бизнес, — говорит научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. — Они создадут проблемы предпринимателям, если те не «обелят» 30% своих работников».

На практике это может выглядеть так: глава организации будет вынужден зачислить в штат нужное число незанятых взрослых и назначить им зарплаты. Поскольку потребности в этих сотрудниках у него нет, люди будут просто числиться, а причитающиеся им деньги станут неучтенным налом, которым можно будет и взятку или потратить на любые другие не обязательно законные нужды. Человек же, фиктивно работающий где-то, продолжит спокойно зарабатывать деньги своим трудом так же, как делал это и прежде. А если у кого-то возникнут вопросы, всегда сможет ответить: я же работаю! Вот мой договор — штатный сотрудник ООО «Ромашка». Тем более навык подобной занятости у нас в стране есть — советская борьба с тунеядством позволила выработать очень эффективные меры противодействия. Там все-таки речь шла об уголовном наказании.

   
   

«В советской «борьбе с тунеядством» были свои особенности, например, фиктивная занятость, когда на работе числишься, не выполняя целиком или большей частью свои обязанности — лишь бы не нарушать закон, — напоминает Жильцов. — Сейчас это может повториться».

Нематериально активные

Развитию теневой занятости очень помогла «удаленка», которая пришла к нам в страну вместе с ковидом. Работать из дома многие могли и раньше — например, коллеги-журналисты. Но массовое распространение эта практика получила в последние годы, считает юрист, член генерального совета «Деловой России» Александр Хаминский.

«Появились новые специальности, не требующие постоянного нахождения на рабочем месте, в основном они связаны с информационными технологиями, — объясняет он. — Это интернет-маркетологи, графические дизайнеры, разработчики сайтов и другие. В стране появилось множество краткосрочных курсов, на которых новичков обещали научить всем айтишным премудростям быстро и качественно. Этим обусловлено также перетекание работников из материальных сфер экономики в нематериальные».

Если есть возможность оплатить заказ такому подрядчику напрямую, без договора, оформления и всех остальных положенных по закону формальностей, это сокращает издержки и предпринимателя, и исполнителя. Потому что как только какая-то сумма отразилась на банковском счету, на нее тут же будут начислены налоги, социальные отчисления и тому подобное. Возможность получить в моменте на несколько тысяч рублей больше притупляет осознание рисков остаться без пенсии в будущем, добавляет Хаминский. По тому же принципу забывают про больничные и отпускные.

«Сами чиновники говорят о том, что расчет носит приблизительный характер, но при этом устанавливают четкие целевые показатели в виде оценки эффективности работы главы региона, — отмечает Хаминский. — При таких условиях даже достижение результатов на бумаге не будет означать, что проблема решена практически. Есть два пути преодоления этой ситуации: социальная реклама, которая убедит людей в необходимости выполнять все работы только по трудовому договору, и поддержка экономики со стороны государства, которая создаст условия для реального найма всех «черных» подрядчиков на хорошую зарплату».

Подмена цели

Если истинная цель затеваемой борьбы — пополнение бюджета, то сосредоточиться надо не столько на «черной», сколько на «серой» занятости, считает депутат Госдумы Алексей Журавлев.

«По статистике, у нас около четверти всех доходов граждане страны получают в конвертах, и эта, так называемая «серая» экономика существует в ущерб «белой», — говорит депутат. — Теневая занятость в России — это около 13 миллионов человек, это до 18% трудоспособного населения. И страдает от этого прежде всего государственный бюджет, который недополучает миллиарды рублей. Их можно было бы потратить и на социальные нужды, и, к примеру, на спецоперацию».

Вывести часть людей из «тени» помог режим самозанятости, напомнил Журавлев. Им воспользовались 3 млн россиян, их совокупный доход — 587 млрд рублей. С этой суммы были заплачены налоги: 4% для тех, кто работал с физическими лицами, и 6% — с юридическими. 

Такой подход можно расширять и дальше, делать «выход в свет» менее болезненным, продолжает он. Тогда меры могут оказаться более эффективными и менее формальными. Но есть и другая сторона.

«Налоги не платят потому, что не видят социальной справедливости, — заключил Журавлев. — Бедные беднеют, богатые богатеют. Если инициативы правительства доработать в эту сторону, толк еще может быть».