Новым собственником концерна «Калашников» стал экс-замминистра транспорта Алан Лушников. Об этом Лушников лично сообщил газете «Коммерсантъ».
Алан Лушников ранее работал в правительстве, он курировал вопросы промышленной политики и регуляторики транспортной отрасли. Будучи замминистра транспорта в 2017-2018 годах, руководил проектом реформирования железнодорожного рынка.
Как пишет «Коммерсантъ», Лушников приобрел ООО «ТКХ-Инвест», контролирующее через АО «Транскомплектхолдинг» (ТКХ) 75% минус одна акция концерна. Оставшимися 25% плюс одна акция концерна владеет «Ростех». Из записи в ЕГРЮЛ от 29 октября 2020 года следует, что в собственность господина Лушникова перешло 50% «ТКХ-Инвеста», еще 50% осталось в собственности «ТКХ-Инвест».
Ранее контрольным пакетом акций владел Алексей Криворучко, которого в 2018 году назначили замминистра обороны, а до 2014 года концерн на 100% принадлежал госкорпорации «Ростех». В мае 2014 года «Ростех» продал 49% «Калашникова» за 1,3 млрд руб. компании «Транскомплектхолдинг», которой до ноября 2017 года через «ТКХ-Инвест» владели бизнесмены Алексей Криворучко (50%), Андрей Бокарев и Искандер Махмудов (по 25%). Затем Махмудов и Бокарев продали свои доли в «ТКХ-Инвест» и перестали быть совладельцами «Калашникова».
Сумму состоявшейся сделки Лушников не уточнил. Источник «Коммерсанта» оценил проданный пакет акций в 1 млрд руб.
Что сейчас производит концерн?
На сегодняшний день «Калашников» является крупнейшим российским производителем стрелкового оружия, занимая 95% всего российского рынка стрелкового оружия и 66% — в сегменте гражданского длинноствольного оружия. Продукция концерна поставляется более чем в 27 стран. С приходом частных инвесторов концерн из крупнейшего производителя стрелкового оружия превратился еще и в производителя беспилотников и катеров. Помимо оружия на экспорт «Калашников» поставляет станки, инструменты, мотоциклы. На 2016 год портфель экспортных заказов составлял $300 млн.
Как сообщает «Коммерсант», новому собственнику придется работать в сложной обстановке, при снижении гособоронзаказа и покупательской способности стран-импортеров вооружений, которые лишились значительной части нефтегазовых доходов.
В последнее время концерн «Калашников» несет значительные убытки. Чистый убыток АО «Концерн „Калашников“» по итогам первых девяти месяцев 2019 года был 599,2 млн руб., а за первый квартал 2020 года чистый убыток концерна составил 1,1 млрд рублей. Выручка компании снизилась в 6,6 раз — до 957 млн рублей. Экспортные доходы по сравнению с показателями 2019 года снизились в 93 раза. Кредиторская задолженность увеличилась с 12,36 млрд рублей на начало года до 17,44 млрд рублей.
По словам Лушникова, он намерен в рамках концерна развивать направление гражданской продукции, в частности производство электротранспорта. Ранее «Калашников» впервые продемонстрировал грузопассажирский паром на воздушной подушке для гражданского применения.
Что известно об Алане Лушникове?
Алан Валерьевич Лушников родился 10 августа 1976 года в Санкт-Петербурге. В 1998 году окончил Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «Юриспруденция».
С 1997 года по 2001 год Лушников работал юристом, затем ведущим специалистом ЗАО «Советник» в Санкт-Петербурге. Далее, на протяжении пяти лет — юрисконсультом в ООО «Кинэкс-Холдинг», ООО «Линк-ойл СПб» и главным юрисконсультом в ООО «Трансойл».
С 2006 года про 2010 год был заместителем руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор). Помимо основных обязанностей, Лушников занимался вопросами, связанными с реформированием железнодорожного транспорта. С февраля по август 2008 года исполнял обязанности главы ведомства.
С 2010 по 2012 год работал помощником министра транспорта России, которым тогда был Игорь Левитин. Также занимал пост помощника заместителя председателя правительства РФ Аркадия Дворковича. Отвечал за транспортные вопросы: железную дорогу, порты, авиа. Входил в совет директоров «Шереметьево холдинг».
С 17 февраля 2017 года по сентябрь 2018 года Алан Лушников занимал должность заместителя министра транспорта РФ. На этом посту он курировал железнодорожную отрасль.
В 2019 году совместно с Тимуром Гареевым Лушников учредил ООО «УК «Перспектива», которое занимается управлением активами в оборонно-промышленном комплексе (ОПК). Компания зарегистрирована в г. Москве, 1-й Волконский переулок, дом 13, офис 201. По данным ФНС за прошлый отчетный период, сумма доходов компании составила 87 000 руб., сумма расходов — 27 289 000 руб., таким образом, убытки составили 27 202 000 руб.
Лушников награжден благодарностью министра транспорта Российской Федерации (2007 г.), знаком «Почетный железнодорожник» (2012 г.), благодарностью правительства РФ (2016 г.).
Согласно данным Минтранса, годовой доход Лушникова в 2016 году составил 4 636 016 руб, в 2017-м — 4 065 314 руб. В сведениях о доходах сказано, что в его собственности находится квартира площадью 152,9 кв. м и автомобиль BMW Х3, также в его пользовании два земельных участка 800 кв. м, жилой дом 162 кв. м, квартира 49,5 кв. м и квартира 72,2 кв. м.