Последние годы для бизнеса были тяжёлыми. Важно, что в такой период государство не бросило его выплывать самостоятельно, а приняло целый пакет атикризисных мер поддержки.
Поручительство Корпорации МСП и региональных гарантийных организаций по льготному кредиту на 70–90% его суммы, а также зонтичные поручительства – тоже востребованные меры поддержки.
К примеру, в Ростовской обл. Азовское шелкопрядное производство получило зонтичные поручительства, т. е. одновременно от Корпорации МСП и Региональной гарантийной организации (РГО). При этом поручительство Корпорации МСП привлекается без участия заёмщика, и оплачивает его не заёмщик, а банк. Предприятию это позволило получить кредит по ставке 15% годовых, и теперь оно рассчитывает увеличить выручку в этом году на 48% по отношению к предыдущему.
Возможна и дополнительная финансовая помощь. Сейчас действуют 3 антикризисные программы льготного кредитования.
Банк России во взаимодействии с правительством разработал и запустил антикризисные программы льготного кредитования предприятий малого и среднего предпринимательства. По ним можно получить как оборотные кредиты, так и инвестиционные.
По программе стимулирования кредитования (ПСК) Банка России и Корпорации МСП предоставляются займы на оборотные и инвестиционные цели, а также проводится рефинансирование ранее полученных кредитов. Ставка составляет до 12,5% годовых.
Программа оборотного кредитования позволяет малым предприятиям получить льготный кредит или рефинансировать ранее выданный по ставке до 12,5% годовых. Такие кредиты предоставляются на срок до 1 года.
По программе Минэкономразвития, известной как программа 1764, ставки также составляют до 12,25%.
Нефинансовые меры поддержки – от помощи в работе над документами до мест в бизнес-инкубаторах и коворкингах – тоже бывают необходимы. Предприниматели могут получить их в центрах «Мой бизнес», которых уже больше 300 по всей стране.
Так, логистическая компания из Благовещенска Eurasia Logistics, оказывающая услуги по доставке грузов и поставке товаров из Китая в Россию, получила таким образом помощь в размещении на электронных площадках. Это позволило вывести взаимодействие с фабриками и поставщиками на новый уровень, что благоприятно сказалось на развитии бизнеса.