Аукционный дом Christie’s продал цифровую картину художника Бипла за 69 миллионов долларов. Канадская певица и художница Граймс заработала на продаже коллекции своих работ 6 миллионов. Её соотечественница Криста Ким выручила за созданную ею виртуальную модель дома 523 тысячи.
Все эти произведения цифрового искусства объединяет то, что они продавались в форме NFT, то есть сопровождались прикреплением электронной метки, подтверждающей их подлинность. Что это за технология?
NFT означает non-fungible token и переводится как «невзаимозаменяемый токен». Технология была создана в 2017 году, но интерес к ней резко подскочил лишь недавно. В феврале 2021 года объём продаж этих токенов оценивался в 500 миллионов долларов, что в два раза больше, чем за весь 2020 год.
NFT — это часть блокчейна, цифровой аналог ценной бумаги, который закрепляет за человеком владение тем или иным объектом в интернете. Каждый такой токен уникален. Подделать его нельзя, разделить или заменить — тоже, поэтому он называется «невзаимозаменяемым». NFT используются, например, в игровой индустрии для подтверждения владения виртуальными активами и при регистрации доменных имён. Но два месяца назад они стали активно внедряться в сферу искусства.
Если пользователь совершает транзакцию и покупает за криптовалюту понравившееся ему цифровое произведение искусства, он получает файл, содержащий NFT, своего рода цифровую бирку. Предметом купли-продажи может быть не только картина, но любой объект в Сети, поддерживаемый блокчейном: аудио- и видеозапись, музыкальный трек, анимация, предмет или обмундирование для персонажа в компьютерной игре, оригинал популярного мема или даже твит.
На волне хайпа вокруг NFT-искусства была куплена, а затем сожжена работа художника Бэнкси «Morons». Её приобрела за 95 тысяч долларов одна блокчейн-компания, которая после онлайн-трансляции её уничтожения привязала невзаимозаменяемый токен к цифровой версии. Таким образом, впервые реальное произведение искусства было превращено в виртуальный актив. Созданный токен теперь хотят продать на аукционе и на этом заработать.
Люди, вовлечённые в бум вокруг NFT, уверены, что это новая веха в искусстве. Скептики считают, что это кратковременное явление, в основе которого раздутый ажиотаж и принцип финансовой пирамиды. По сути, потребитель покупает не произведение искусства (пусть даже виртуального), а прикреплённую к нему цифровую бирку с данными о владельце. Участники рынка стремятся убедить всех окружающих в том, что эти бирки имеют ценность, ведь их цель — заработать на продаже и перепродаже. Но, когда рынок NFT будет перенасыщен, стоимость виртуальных токенов резко упадёт. В выигрыше окажутся только те, кто успел нажиться на начальном этапе.