Интерес россиян к бизнес-поездкам в Китай растет день ото дня. На фоне утраты деловых связей с европейскими странами деловой туризм в КНР, а также в Турцию и Казахстан резко набирает обороты. На какие мероприятия едут россияне, почему они выбирают Китай и куда еще можно поехать — в материале aif.ru.
В топ-стран по делам
По данным исследования компании «Аэроклуб» (участник «Союза агентств делового туризма») в третьем квартале 2023 года спрос россиян на деловые поездки за рубеж вырос на 38% по сравнению с прошлым годом. Однако допандемийных показателей пока достичь не удается: уровень деловых зарубежных поездок на 50% меньше, чем в 2019 году. Тем не менее на рынке делового туризма явно наметились страны-лидеры, отмечает Майя Ломидзе. «На фоне сложившихся экономических и геополитических обстоятельств можно выделить три страны, доля которых занимает наибольший удельный вес на рынке делового туризма. Это Китай, Турция и Казахстан. При этом если спрос на командировки в Турцию в 2023 году сократился на 13% по сравнению с прошлым годом, то количество перелетов в Китай превысило допандемийный уровень на 137%. Несмотря на снижение показателей, востребованным направлением для командировок оказался у россиян Казахстан (спрос уменьшился на 17%). Отдельно стоит отметить бизнес-поездки в Сербию. Еще во втором квартале 2023 года страна оставалась лидером, а по итогам третьего квартала 2023 года Сербия занимает уже четвертую строчку в рейтинге, тем не менее рост бизнес-поездок в эту страну составил +211% по отношению к 2022 году», — приводит данные аналитики «Аэроклуба» эксперт.
Удивительные темпы
Рост спроса со стороны россиян на деловые поездки в Китай не является полной неожиданностью и сюрпризом, уточняет Майя Ломидзе. «Учитывая, что прежде Китай крайне редко выбивался в лидеры на рынке делового туризма, немного удивляют темпы роста его турпотока сейчас. Однако сегодня это оказалось логичным и закономерным решением», — добавила эксперт.
Однако темпы роста деловых поездок в Китай по сравнению с допандемийным 2019 годом (+137%) в данном случае не являются показательными, считает вице-президент АТОР, генеральный директор компании Академ-онлайн Александр Курносов. «Это был эффект низкой базы — в 2022 году поездки в Китай были фактически запрещены. Перспективы делового туризма в Китай зависят от уровня развития двусторонних экономических связей — пока потенциал роста есть», — объясняет Александр Курносов.
В перспективе очевиден дальнейший рост делового туризма в Китай в связи с увеличением объемов торгово-экономического сотрудничества между нашими странами, уверена Екатерина Заклязьминская. «За 3 квартала 2023 года товарооборот вырос на 29,5%. Также рост делового туризма будет обусловлен открытием визового центра осенью 2023 года, облегчившего оформление виз, и постепенным перестроением цепочек поставок на Китай», — рассказывает эксперт.
На фоне сокращения бизнес-связей с европейскими странами россияне стали чаще ездить на профильные выставки в КНР. «Среди индустрий выездного бизнес-туризма лидируют IT и телекоммуникационные компании (37%), доля мероприятий, связанных с вопросами энергетики, добывающей и обрабатывающей промышленности, составляет 11%, ретейл-компании — 8%. При этом 44% приходится в целом на остальные отрасли», — делится данными аналитики «Аэроклуба» Майя Ломидзе.