Россияне начали интересоваться альтернативными доллару и евро иностранными валютами — турецкой лирой, китайским юанем, казахстанским тенге. Спрос на первую в марте-апреле увеличился в 20 раз, на вторую — в 182 раза, а на третью — в 20 тысяч раз, свидетельствуют данные Мосбиржи.
С 20 мая Центробанк РФ разрешил банкам продавать любую наличную иностранную валюту кроме долларов и евро.
Почему растет спрос на так называемые неосновные (или «мягкие», то есть ограниченно конвертируемые) валюты и выгодно ли в них хранить деньги, АиФ.ru узнал у экспертов.
Перестройка сбережений
Сказывается и высокая неопределенность отечественного сберегательного рынка, на котором многие пытаются найти универсальный рецепт, как сберечь свои деньги от инфляции.
Ставки по рублевым вкладам падают, курс доллара снижается, количество доступных россиянам инструментов фондового рынка теперь гораздо меньше, чем до кризиса, а их доходность существенно снизилась.
«Поэтому люди пытаются тестировать на доходность инвестиции в альтернативные валюты и таким образом диверсифицируют свои сбережения. Немаловажную роль для отечественных “рантье” играет и перестройка экономики России с ориентиром на азиатские страны, который поддерживается информационным фоном», — поясняет эксперт.
Турецкая лира
Оценить экономическую составляющую региональных валют без специальных знаний не просто, а действия их Центробанков могут быть непредсказуемыми, говорит главный аналитик финансовой платформы Банки.ру. Это несет в себе риски вложений в данные валюты, которые могут существенно ослабеть относительно рубля. В качестве примера эксперт приводит период ослабления турецкой лиры, спровоцированного действиями местного регулятора: с начала 2021 года по сегодняшний день лира ослабла к доллару более, чем в два раза, с 7 до 15 лир за доллар.
«Если сравнивать лиру и рубль, то до начала 2022 года турецкая валюта по отношению к российской падала. А после периода волатильности отечественной валюты в марте 2022 года падение курса лиры к рублю продолжилось. В настоящее время рубль укрепляется, значит, на вложениях в лиру не получится заработать и сейчас», — указывает Андриевская.
По ее словам, о выгодности хранения накоплений в турецкой валюте говорить крайне сложно. Покупка лиры логична для туристов, собирающихся в ближайшее время отдыхать в Турции, но не для накоплений.
Юань
Фактически обменный курс юаня директивно устанавливает Народный Банк Китая, делится Андриевская. Прямо сейчас цена юаня по отношению к рублю падает, начиная с 11 марта она снизилась вдвое. Все, кто купил валюту Поднебесной в этот период, продолжают фиксировать убытки.
«То же самое можно сказать о вкладах в юанях. Вкладчики, планировавшие заработать дополнительно к процентам от банков (8% — в марте и 2% — в апреле) еще и доход за счет роста курса юаня, очевидно, сейчас разочарованы. Расчеты с депозитным калькулятором нашего сервиса показывают, что по доходности вклады в юанях этой весной проигрывают вкладам в рублях почти в пять раз», — рассказывает эксперт.
Тенге
Как говорит Петр Щербаченко, за всплеском интереса соотечественников к казахстанской валюте стоит возможность поменять тенге на доллары и евро в Казахстане. Курс тенге, кстати, тоже снизился — на 20%.
Снижение курсов иностранных «мягких» валют говорит о том, что это не самые удачные решения для сбережений в период укрепления рубля, замечает Андриевская.
«Но даже если курс нашей валюты будет снова слабеть, далеко не факт, что он будет снижаться быстрее, чем “мягкие” валюты. Поэтому покупать лиру, юани и тенге в надежде сберечь рублевые накопления от инфляции у россиянина вряд ли получится», — полагает эксперт.