Реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров должен составить не менее 70% по сравнению с 2020 г., говорится в Указе Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Удастся ли этого достигнуть?
Доступ к сервисам
Эксперты считают цель амбициозной, но достижимой, если активность нашего бизнеса на международных рынках вырастет. Ему необходимо помочь ему выйти на рынки других стран, максимально облегчив этот процесс, что сейчас и делается благодаря национальному проекту «Международная кооперация и экспорт».
В ноябре 2020 г. был открыт доступ предпринимателям к цифровой инфраструктуре поддержки экспортёров по принципу «Одного окна» и постепенно подключает к ней новые сервисы. Год спустя их на платформе «Мой экспорт» уже 10, а до 2024 г. станет 30.
В личном кабинете экспортёра компания получает доступ к сервисам по 4 направлениям: государственные сервисы; меры поддержки; бизнес-сервисы; аналитические сервисы.
К первым относятся, к примеру, сервисы таможенного декларирования и подтверждения нулевой ставки. Ко вторым – компенсация затрат на участие в международных выставках. Ну а с помощью бизнес- и аналитических сервисов можно оценить экспортный потенциал своей продукции, определить наиболее перспективные направления экспорта, подобрать потенциальных партнёров.
Сейчас на платформе работают 5 тыс. компаний. Самыми популярными сервисами у них остаётся компенсация затрат на на логистическую поддержку (подано свыше 2 тыс. заявок) и финансирование затрат на участие в выставках и бизнес-миссиях (этой услугой воспользовались 1,9 тыс. предпринимателей).
Кроме того, очень востребован товарно-страновой отчёт, который включает список потенциальных покупателей. Его заказывали 1,7 тыс. раз. Большим спросом пользуется и оформление сертификата свободной продажи.
Без бумаг
«РЭЦ поставил амбициозную задачу – фундаментально изменить отношения экспортёра с государством и всеми ведомствами в рамках предоставления госуслуг для экспортёров, – поясняет вице-президент РЭЦ по реализации проекта «Одно окно» Алексей Михайлик. – То есть обеспечить бесшовный доступ ко всем государственным сервисам и услугам, необходимым предпринимателям при выходе на экспорт, сделав этот процесс проще и доступнее».
Всё общение предпринимателей, в том числе с госорганами, происходит онлайн. По словам Михайлика, 17 ведомств заняты предоставлением сведений, позволяющих полностью цифровизировать процесс. При этом влияние человеческого фактора на принятие решения минимизировано.
Получая услуги через платформу, компании-экспортёры не только экономят время, но и сокращают свои издержки, а также избавляют себя от бюрократических барьеров.
При этом платформу можно корректировать «под себя». Здесь собирают обратную связь от зарегистрированных пользователей и в соответствии с их пожеланиями меняют интерфейсы сервисов или дополняют контент.
«Рассчитываем, что расширение цифровых сервисов и реализуемый принцип нацеленности на решение конкретных жизненных ситуаций позволит увеличить количество компаний, вовлечённых в экспорт, а также нарастить объёмы несырьевого неэнергетического экспорта, – говорит директор департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития Лилия Щур-Труханович. – Надеемся, что одновременно с этим повысится эффективность использования бюджетных средств, направляемых на поддержку экспорта».